krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Сызранская мордва

       Ещё в документах об основании Сызрани говорилось, что на этом месте раньше были мордовские «бортные ухожеи». Здесь были угодья жителя деревни Морхи Алатырского уезда Янтушена Аляева. После строительства Сызрани его внуки, уже перебравшиеся к тому времени в деревню Котякову просили списать с них оброк, который они платили с здешних бортей. Из чего мы знаем, что наши края приносили в казну пуд без четверти мёду. 20 алтын (60 копеек) в денежном эквиваленте.

      Писцовые книги Алатырского и Казанского уездов XVII века показывают довольно широкую экономическую деятельность мордвы на Правобережье Волги вплоть до самого Саратова. Но, деятельность эта носила сезонный характер. Летом приходили за мёдом, зимой за пушниной. Жить здесь постоянно было опасно. С самого Тимурова разорения в XIV веке места наши, хоть и не были совсем необитаемы, но постоянного населения не имели. Оно появилось только после строительства Сызрани.

   



На Сызранской черте мордовским служилым мурзам из села Еделево отвели для поселения большой участок вдоль реки Сызран сразу за жемковскими казаками. Там они должны были нести сторожевую пограничную службу. Мордовские поселенцы основали там село Томышево. Пограничная жизнь была нелёгкой и полной опасности. Причём не только сторожевая служба.  Сохранилось упоминание о набеге на село Томышево калмыков, которые грабили жителей и угнали несколько человек в полон.

     Дошло до нас и имя мурзы Навдача Шадрина, поступившего дозорным казаком в станицу Василия Жемка..

     До 40-х годов XVIII века мордва придерживалась язычества. Потом их всех в течении 10 лет насильственно поголовно крестили. Меры принимались самые суровые. До нас дошла народная пеня, в которой девушка Сырява отвечает сызранскому воеводе: «Не надену креста, не сниму хвосты(народное украшение, имеющее сакральное значение). Победа, как часто бывает оказалась пирровой. Это видно даже из того, что новообращённых христиан многие десятилетия спустя ещё официально называли новокрещёнными.

       Да и в делах сызранского суда мне попадались упоминания, того, что наша мордва так и жили по старым обычаям, будучи христианами лишь номинально.

      К сожалению, изучение мордовского общества и религии началось слишком поздно. Более века спустя после насильственной христианизации. Очень многое к той поре затерялось безвозвратно.

     Например, структура мордовского общества была явно неоднородной. Очень чётким было деление на военных и ясачных. Не является ли это отголоском того, что некогда это вообще были разные народы? Само военное сословие делилось на мурз и князей. Мурза – это в принципе тоже князь, только по-персидски.  Но, тем не менее деление сохранялось, значит они видели в этом некий смысл, нам уже не понятный.

     Не менее интересен вопрос с религией. Ещё в XIX веке сохранились жертвоприношения, которые были неизменной составляющей народных праздников – моляны. В жертву приносили скот. Один из таких праздников описан в селе Телятниково, нынешнего Николаевского района Ульяновской области. Прямо у границы тогдашнего Сызранского уезда. А в 1797 году в урочище Медвежий Рой, возле этого же села произошёл странный случай.

     Там обнаружили тело, исчезнувшего накануне крестьянина села Поника Лазаря Александрова. Причём выглядело оно довольно необычно. С убитого зачем-то аккуратно сняли штаны, повесив их рядом на дерево, и нанесли ему глубокую рану-надрез на бедро. После чего отрубили ступни ног. Налицо явно некие магические действия. И жертва была выбрана с умом. Одинокий бобыль, поехавший за чем-то в соседнюю деревню. Его и хватиться должны были нескоро. Помешала случайность. Может, это было человеческое жертвоприношение? В общем, самое интересное в истории нашей мордвы мы утратили.

     Но, есть ещё надежда что-то узнать. Что-то осталось в архивах, что-то в преданиях. Многое может подсказать археология.

    То, что мордовский плат в сызранской истории самый мощный говорит даже обилие мордовских топонимов в наших краях.

     Сейчас, вроде есть какие-то подвижки. Зарегистрирована и действует мордовская культурная автономия в Сызрани. Она только делает первые шаги.

 

 

 

 

 



Tags: Земляки, Мордва
Subscribe

  • Семь вёрст не крюк

    С тех пор, как появились идентефикаторы, по которым можно отслеживать путь почтового отправления, не перестаю удивляться причудам логистики. Ну…

  • Шанс для пиарасов

    Известный автор исторических детективов Николай Свечин ищет город, в котором будут происходить события его очередного романа о сыщике Лыкове. Время…

  • Наши отличились

    Любим мы ругать молодежь. Я тоже не раз в частных беседах сетовал, что упал в нашем городе интерес к истории среди подрастающего поколения. Тем…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments