krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Тайны Казанского гарема

    Пол-России и пол-Европы млеют сейчас над страстями, бушующими в гареме султана Сулеймана Великолепного.
Меня же эта всенародная любовь опять забросила в наши края, в средневековую Казань. Почти в тот же самый великолепный век. А если тоже попробовать взглянуть на эту историю из гарема?
   Тем более, что сами того не подозревая, мы так и делаем. Попросите на улице Казани назвать имя какого-нибудь казанского хана. Уверен - из пятерых четверо, точно не ответят. Зато, найдите в Казани человека, который не слышал про царицу Сююмбике! Думаю, у остальных россиян познания в казанской истории куда более скудные. А жаль! История эта уж во всяком случае, не менее захватывающа, чем турецкая. И женщины там были ничуть не менее коварными и властолюбивыми.
   

Я писал уже оцарице Нур-Султан, её дочери Гаухаршад. Сююмбике вообще можно назвать женщиной легендарной - столько о ней написано и спето. А сколько было других, ничуть не менее выдающихся, но не оставиших зачастую нам даже своих имён.
   В том, что женщины играли в казанской политике большую роль можно не сомневаться. Тому были совершенно объективные причины. Секрет крылся в воспитании, которое получали тогдашние принцессы. А поставщиком невест в старую Казань была Ногайская орда.
   Мальчиков традиционно готовили к ремеслу воина. Именно в нём видели главную доблесть правителя. Тем более, что не всякому ханскому или бийскому сыну удавалось пристроится на какой-нибудь престол в приличном городе, а посему приходилось вести жизнь кочевую, полную невзгод и сражений. Биографии тогдашних правителей полны перемен.
    Девочки же воспитывались в обстановке куда более спокойной. Особенно в конце XV века. Когда, благодаря широким родственным связям, ногайские царевны имели сестёр и тётушек во многих среденазиатских правящих семьях. Это, кстати, часто использовалось их отцами, мужьями и братьями в делах политики. Нередко родные сёстры оказывались замужем за политическими противниками и при этом поддерживали связи, гостили друг у друга. Это было своеобразным каналом дипломатии.
    Поэтому ногайские царевны, попадавшие в XV веке в Казань, получали самое лучшее по тем временам образование. Ибо молодость их проходила в кругу выходцев из Самарканда, ещё недавно читавшегося столицей мира. Они оказывались гораздо образованнее своих мужей, выросших под началом какого-нибудь отважного степного батыра. Не удивительно, что частенько эти хатуни прибирали к рукам и деловую переписку мужа и его политику.
    Увы, этот удивительный мир погиб безвозвратно! Сгинул в пламени последующих войн и исторических передряг. Ни архивов, ни книг. Только жалкие обрывки, да и те, большей частью в иностранных источниках.

     Очень большую роль сыграли женщины в жизни Мухаммед-Амина. Дело в том, что хан этот вообще остался в истории, как невероятный бабник. Во всяком случае, именно такую причину указывал казанский посол, объясняя в Москве нежелательность возвращения хана на Казанский престол. "Много бесчестья нашим хатуням чинил". Обвинение весьма примечательное, особенно на фоне привычного ко всяким бесчинствам веке.
Судя по нему Мухаммед-Амин был настоящим сексуальным террористом. Хотя, его могли банально и оклеветать.            Учитывая, что по возвращении на престол хан первым делом казнил этого посла - очень уважаемого в Казани человека, то, возможно, что доля истины в его словах была. Вот только женщина была одна - его жена.
    Однако, вернёмся к нашим царицам. В 1495 году Мухаммед-Амин женился на дочери ногайского хана Мусы - троюродного брата его матери Нур-Султан. Она сама и подобрала ему невесту из своего крымского далека, и согласовала кандидатуру с "названным отцом" Иваном III. Зная биографию бия Мусы, можно не сомневаться, что молодость будущей казанской царицы прошла при дворе всё той же Рабии Султан-бегим, дочери великого Улугбека. А в её родную сестру был влюблён знаменитый завоеватель Мухаммед Шейбани. Даже стихи ей посвящал. Заманчиво, конечно, подумать, что именно эта девушка и стала впоследствии казанской царицей, но по годам получается уж очень большая разница. Шейбани жил в ногайском Сарайчике в 1473 году, за 22 года до женитьбы Мухаммед-Амина.
    Больше о ней летописи ничего не сообщают. Даже имени. Но, её присутствие чувствуется незримо за многими событиями казанской истории.
   Уже через год полсе женитьбы Мухаммед-Амин был изгнан из Казани. Возможно, руку к этому приложил тот самый уважаемый человек, что потом обвинял его в поругании хатуней. В общем - ищите женщину. По проискам этого человека Мухаммеду-Амину не удалось через некоторое время вернуться на казанский престол. Ивану III пришлось выписывать из Крыма другого сына Нур-Султан Абул-Латифа.
    Мухаммед-Амин тем временем жил в Московии. Усердно служил. Командовал русской армией в победоносной битве с Литвой под Смоленском в 1500 году. Вот тут-то прародитель греха и подсунул ему очередную дщерь Евину.
В русском плену доживал тогда свои дни его брат по отцу, от другой жены, бывший казанский хан Ильхам. Был он лютым врагом Москвы, поэтому жил в заточении. Там и умер. Оставив после себя безутешную вдову редкой красоты. Во всяком случае, именно так пишут историкию редкой красоты и коварства. Где уж увидел её Мухаммед-Амин, только побежал он сразу к "названному отцу" с просьбой отдать ему пленницу. Тот милостиво согласился - не пропадать же добру.
     А тем временем тесть Мухаммед-Амина всеми силами пытался вернуть зятю престол. Даже приходил с армией в Казань. Абул-Латиф еле отбился. После чего с ним приключилась неизвестная нам история, сути которой мы не знаем.
     Только в 1502 году обвинили хана в измене, арестовали и увезли закованного в Москву. Матушке из далёкого Крыма пришлось вызволять его и вымаливать прощение. Железо сняли, но доверие он с тех пор утратил навсегда.
     На освободившийся престол вернулся Мухаммед-Амин. Первым делом казнивший недоброжелателя, обвинявшего его в блядстве.
     А уже через три года начал войну со своим "названным отцом". Летописцы единодушно приписывают причину этого влиянию новой жены. Татищев даже упоминает её имя - Урбет. Хотя неизвестно из какого источника он его взял и правильно ли передал. К, сожалению, мы ничего не знаем о происхождении этой женщины и о причине, по которой она имела столь сильное влияние на мужа и его политику. Автор "Казанской истории" утверждает, что после смерти мужа она отравилась. Можно ли ему верить?
      Остаётся стоить версии. Именно после женитьбы на Урбет, хан резко переменил политику и взял курс на независимость. Не на конфронтацию с Москвой - хан до конца своих дней оставался последовательным русофилом, а именно на независимость. Едва в Москве признали её, Мухаммед-Амин сделал всё, чтобы восстановить добрососедские отношения. Но, он демонстративно обратился к булгарскому наследию, стал налаживать международные связи.  Даже похоронить себя он завещал в древнем Булгаре. Может Урбет и была как раз представительницей какого-нибудь местного древнего рода? Тайны, тайны...
    А какое раздолье для романистов и сценаристов...
А что же первая жена? Дочка бия Мусы? Про неё хроники молчат. Но, в 1505 году произошёл один интересный и непонятный случай. Во время нападения на Нижний Новгород, в котором участвовали ногайцы, погиб брат царицы, а ногайцы почему-то напали на казанцев.
    Что тогда произошло?" Казанская история"повествует об этом пафосно и нерпвдоподобно, описывая гибель ногайского хана в бою с русскими. Но, почему тогда ногайцы напали на казанцев?
     Несмотря на свою любовь к женщинам Мухаммед-Амин не оставил сыновей. Нет сведений и о его дочерях.
Может у него совсем детей не было? Ещё одна гаремная тайна. Во всяком случае, когда власть в Казани попала в руки сестры Мухаммед-Амина царевны Гаухоршад, в жёны, опекаемому ей царю Джан-Али она выбрала внучку бия Мусы и племянницу первой снохи - легендарную Сююмбеки.

Tags: Великолепный век
Subscribe

  • История часто бывает круче вымысла

    Когда посмотришь только ордынскую часть сериала "Золотая Орда", то даже несколько недоумеваешь для чего создатели с таким упорством…

  • Посмотрел, не осуждаю

    Досмотрел "Золотую Орду" и могу с чистой совестью делать выводы. Правда, смотрел только те части, где действие происходит в самой Орде.…

  • Зря доверился анонсу

    Сколько раз на своём веку зарекался высказывать мнение с чужих слов. "Не читал, но осуждаю". Столько раз и каялся потом, что…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments