krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Прости меня, Клио

История ведь не только искусство, и мне на днях предстоит говорить о её роли и значении в нашей жизни. Пригласили меня на программу «Перекрёсток» на КТВ «Луч» в эту пятницу. Самое время. За плечами – Год истории, который в Сызрани по старой доброй традиции заметили только через месяц после его окончания. Впереди – 330-летие города.

Зачем нам все эти «дела давно минувших дней»? Имеют они и сейчас практическое значение или это всё безнадёжно относится к сфере идеологии. Сфере, хоть и важной, но уж больно временами смахивающей на…, как бы это культурно сказать… Приличного слова не нашёл.

В общем, разговор пойдёт в духе времени. Можно ли на всём этом бабла срубить, а если нельзя, то на  …. зачем это нам всё нужно?

Поэтому, читать морали не буду.



Собственно за примерами, как люди умные и ушлые рубят бабло на всей этой бодяге далеко ходить не нужно. Бесконечная чреда «тысячелетий» и прочих юбилеев у всех на слуху. Сейчас не удревняется и не округляется только ленивый. И не очень умный. Так как те, кто посообразительней, уже понял, что поезд ушёл и кто не успел, тот опоздал. Кто первый сообразил, что на этой теме можно крупно навариваться, уже снял с неё все пенки и от души смеётся над придурками, бросившимися «отмучивать вторяки», как любят говорить представители господствующей сейчас идеологии.

Из чего вовсе не следует, что идея отмечать юбилеи плоха. Праздник, есть праздник и если не пытаться под маркой празднования 250-летия Карамзина построить аэропорт имени Карамзина, то на всём этом вполне могут подзаработать занимающиеся сферой туризма.

Туризм! Это отдельная песня! Если в шеренгах удревнителей и юбилеефилов ещё можно увидеть бреши и пустоты, то найти на просторах России колхоз, который не планирует развивать туризм, решительно невозможно. И здесь историю тоже пытаются сделать товаром.

Не от хорошей жизни. Просто, когда от всего требуют немедленную отдачу во всеобщем эквиваленте, то, как обосновать сохранение старинного особнячка или сохранение памяти знаменитого земляка? Вот и втыкают этот несчастный туризм к месту и не к месту. А выбор для историка невелик. Или идеология и воспитание патриотизма, или туризм.

Собственно, я не против юбилеев и туризма. Тем более, что в Сызрани прямо на носу два очень громких юбилея, которые могут быть интересны далеко за пределами не только нашего города, но и региона.

Первый, 300-летие явление местной чудотворной иконы Фёдоровской Божьей Матери, считающейся покровительницей Сызрани. Чудотворных образов по всей стране не так уж много, и подобное событие несомненно довольно важно для Русской Православной Церкви. Сейчас весьма сильно и паломническое движение и роль религии в политике. В общем, было бы желание.

Второй. 100-летие со дня рождения композитора Аркадия Островского. «Спят усталые игрушки», «А у нас во дворе», «Солнечный круг» - перечислять можно долго-долго. Поклонников у композитора море. Кстати сказать, 90-летие довольно шумно отмечали в Самаре. С концертами, высокими московскими гостями. Скромно умолчав, что родился и жил Островский всё-таки в Сызрани. Ну, не в Сызрань же было всем ехать в самом деле.

Про туризм тоже можно говорить долго и красочно. Но, это тема другого разговора. Если позовут.

Я всё-таки об истории. То есть, всё про тоже «а если нельзя по быстрому бабла срубить, то на …».

Что мы здесь и сейчас можем извлечь для себя из истории?

Оказывается очень много. Прежде всего, понимание, что жить нужно здесь и сейчас. И что никто нам эту жизнь не устроит. Могут помочь. Улучшить или ухудшить. Но, внешние процессы, лишь подталкивают то, что есть в самой Сызрани.

Людям моего поколения не нужно далеко ходить за примерами. Мы пережили крах великой страны, державшей в страхе весь мир. Пережили крах и пересмотр всего, что только можно. Унесённые ветром – это про нас.

Что осталось? Не изменилось во всех этих крахах и пересмотрах? Семья и место, где живёшь. Нет худа без добра. Именно кризисы позволяют лучше выявить самое надёжное.

Ничего нового. Вроде все и всегда это знали.

И то, что для того, чтобы улучшить жизнь на местах нужно развивать местное самоуправление, понимали ещё во времена Ивана Грозного. Кстати, именно местное самоуправление и спасло страну в Смуту 1612 года.

Что нужно нам делать сейчас? Какие уроки мы можем извлечь из всей этой бесконечной череды реформ местного самоуправления, которое после Ивана Грозного кто только не устраивал – и Пётр I, и Екатерина II, и Александр II. И по сей день устраивают.

Ведь в 1918 году именно местный Совет принял решение пропустить взбунтовавшихся чехов через город, не ввязываясь в бесцельную конфронтацию.  А ведь был приказ сверху – сражаться и погибнуть, желательно всем городом. Во имя…, как водится. Благодаря этой позиции гражданская война в Сызрани обошлась малой кровью.

Потом «соглашателей и трусов» клеймили, потом клеймили уже самих клеймителей. Потом и тех, и тех благополучно забыли. Что в остатке? Сохранённые жизни, экономический капитал.

Так что не пустяк, кто стоит у власти в городе. Хотя это всего лишь местное самоуправление.

Так получается, что этот мой разговор пойдёт как раз в предвыборный год. Как раз этих самых органов самоуправления. Вот и хотелось бы, чтобы мы сумели извлечь уроки как из давней истории, так и из недавней.

Каков был главный итог печально знаменитых выборов 2004 года? Теперь, уже по прошествии времени, я начинаю понимать, что главный итог – раскол общества. Ссорились и ругались всегда, но тогда была перейдена невидимая граница, за которой люди уже начинают ощущать себя не соперниками, а врагами.

Нужно вернуться в то, совсем недалёкое время, когда мы спорили, а порой и ссорились, но ведь не ненавидели друг друга. Когда в Сызрани не было принципа «кто не с нами, тот против нас».

Вот эту простую истину я и попытаюсь доказать в пятницу, опираясь на исторические примеры, экономические показатели и личные впечатления. Буду вызывать тени великих городничих и бургомистров: Дмитриева, Леднёва. Поминать гражданскую войну и ГКЧП.

А если ничего не получится – история тут не при чём.



Tags: История, Сызранская политика
Subscribe

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments