krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Вечер в музее

Одним из сильнейших впечатлений моей жизни было первое посещение сызранского краеведческого музея. Это случилось ровно 40 лет назад. Зимой 1972-1973 года. Я тогда учился в 4-ом классе. Помню предмет ещё был, что-то вроде "Расссказы по истории". С учебником и атласом. А в атласе моё детское воображение особенно поражала страница, где была изображена Золотая Орда и древнерусские княжества. С соответствующими картинками. Всадники с луками и копьями, юрты, деревянные стены и башни.
Ну, Орда и Орда. Где-то там Сарай, где-то там Киев, где-то Москва с Новгородом. Интересно, увлекательно. Но... Далёкое какое-то всё это было. Полусказочное. Как египетские пирамиды или древний Вавилон.

И вот однажды мои родители собрались зачем-то в центр после работы. Обычно они ездили туда по выходным, а теперь срочно понадобилось ехать вечером. Ну и решили меня одного дома не оставлять. Темнеет в наших краях об эту пору часа в 4, так что в центре мы оказались затемно.
Чтобы я не мотался под ногами и не ныл решили оставить меня на полчасика в краеведческом музее. Самое простое решение. Сказано - сделано.
Так я и очутился в сызранской обители муз.

Теперь нужно обязательно рассказать каким был этот самый тогдашний музей, ибо музей нынешний практически не даёт об этом никакого представления. Что даже несколько странно. Экспонаты ведь практически одни и те же.
Музей тогда занимал то же здание, что и сейчас, но только первый этаж. Вход был через другую дверь, ныне заложенную, ближе к улице Советской.
Двери были старинные, двойные, тяжёлые. На тугих пружинах. И никаких прихожих-вестибюлей. Глухой тяжкий вздох входной двери за твоей стеной сразу отделял тебя от мира нынешнего с его суетой, и ты попадал в зачарованное царство. Экспозиция начиналась прямо от входа. Где ещё стоял старенький стол, за которым дремала тётенька, продававшая билеты.

Первым был зал природы. Слева от прохода лежали диковинные кости гигантсикх животных: Бивни мамонта, череп доисторического носорога, невероятных размеров окаменелые раковины. За ними вдоль стены безмолвствовала диорама, изображающая охоту на мамонта.
Именно безмолствовала. Говорила без слов. Раъярённый мамонт, попавший в ловушку, нападающие охотники, сражённый юноша с длинными волосами на переднем плане. И всё это с таинственной подсветкой, словно в глубине пещеры.

Справа были чучела. Вставший на дыбы медведь, выводок волков. Старые экземпляры, крупные, сейчас таких уже нет. Особенно центральный красавец-гигант с оскалеными зубами. Он и сейчас стоит. Практически на том же самом месте. Лисы, зайцы, дрофа среди колосьев. Над головой со всех сторон нависали раскинув крылья, орлы, коршуны, ещё какие-то хищники, таращили глаза филины. У стены в маленькиой витрине переливались крылышки бабочек и спинки жуков.

В старом музее было тесновато - видимо в этом и был один из секретов его непередаваемого обаяния.
Он, с самого входа производил впечатление кунсткамеры, ларчика, набитого редкостями и интересными штуками. И ощущение, что здесь уместилась лишь малая часть, а где-то в загадочных тайниках лежат ещё груды богатств, неизменно преследовало посетителя.

Прибавьте к этому зимний вечер. Нашу всегдашнюю экономию, когда всё что можно выключили и зал оказался в полутьме. И я, единственный посетитель, опасливо идущий среди обступивших меня со всех сторон молчаливых фигур.

Это была пещера чудес! Таинственное подземелье! Во мне всё трепетало и замирало в сладком ужасе и восхищении.
И ведь всё настоящее! Не на картинке! На расстоянии вытянутой руки.

Потом был совсем маленький зальчик дореволюционной истории. Да и его разделили на три части, а эти части на отдельные уголки. Самым первым и была та самая Золотая Орда. Даже не Орда, а маленькая витринка, в которой лежало несколько ржавых невзрачных преметов. И надпись: "Предметы из мордовского могильника XIII-XIV веков". Плюс небольшой текст с пояснением, что дело было в Золотой Орде возле села Муранка.
Вот это сочетание Муранки, которую я прекрасно знал, с Золотой Ордой, которая до сих пор представлялась мне чем-то непостижимо далёким, поразила меня до глубины души. Я с замиранием сердца смотрел на эти таинственные предметы, пришедшие из глубины древних могил, из далёкой, почти легендарной эпохи и не мог поверить в реальность происходящего.
Может быть впервые в жизни я со всей ясностью ощутил материальность истории. И это ощущение меня поразило.
40 лет прошло, но я до сих пор помню это ощущение. У меня даже голова закружилась.
Рядом красовалась кольчуга, щит, меч и ещё какое то старинное оружие. На стене - карта Поволжья XVI века с нанесённым Казанским ханством. Как всё это завораживало! Орда, ханство!
Здесь же в уголке макет кремля и пара старинных маленьких пушечек, с надписью, что они с этого самого кремля.


Дальше я пошёл уже настолько оглушённый и поражённый, что ничего не воспринимал. Всё это я внимательно посмотрю уже потом. Там были и старинный уголок купеческого быта, с непременным самоваром, и комната в барской усадьбе с парадным оружием. И уголок крестьянской избы, с мужиком, плетущим лапоть. Мужик этот был своего рода достопримечательностью музея. Ибо сидел за перегородкой и его не бало видно, пока ты эту самую перегородку не пройдёшь. А, учитывая, что в музее был тесновато и проходы были очень узкие - сидел мужик на расстоянии меньше вытянутой руки от посетителя.
Проходишь перегородку - и сразу шарахаешься в испуге от мужика с лаптем, сидящего возле тебя.
Дальше шли залы уже советской истории. Но их я так и не полюбил и проходил всегда наспех.

Моей вечной любовью стал тот самый уголок Золотой Орды. Я мог стоять там часами. Мать даже смеялась. Уйду - он стоит возле этих ржавых железок, приду - он всё перед ними стоит, не дышит.

Но, это будет потом.
А тогда был первый вечер. Одно из сильнейших потрясений в жизни. Родители очень быстро пришли, мы поехали домой.
Я был, как в угаре. Всё плыло перед глазами. Едва вернувшись домой, вспомнил, что у нас где-то была книжка "Город Сызрань". Сразу бросился её читать.
И пусть о Золотой Орде и Казанском ханстве там было почти ничего не написано, но мне тогда хватило и этого.
С этого дня я заболел краеведением навсегда.

В чём был секрет необычного обаяния старого музея? Может, именно в этой интимности, тесноте, ощущении шкатулки с древностями? Ларчика чудес? На меня он всегда оказывал какое-то магическое действие. "В минуту жизни трудную" я неизменно отправлялся туда и ходил в тишине, между экспонатов. И выходил обновлённым. Аура? Ощущение другого мира? Кто знает.

Уже потом я пытался узнать, кто же создал такую уникальную по своему воздействию экспозицию. Но, так и не узнал. Видимо, начало её заложили ещё после войны, когда музей переехал в это помещение. Потом, доводили до ума уже при директоре Феофановой в 60-х годах

Этот старый музей закрыли в самом начале 90-х. Здание долго ремонтировалось и снова экспозиция была открыта лишь в 2009 году. Да и то частично. Я сразу же побежал туда и сына потащил.
Вестибюль, гардероб. Предупреждение, что за фотографирование нужно заплатить 50 рублей. Входной билет за туже сумму. Детский билет на 5-летнего мальчика.
Уже с вешалки было ясно, что музы улетели отсюда.
В залах было просторно и царило ощущение пустоты. Те же могучие останки гигантов теперь сиротливо жались у
стены, в противоположном углу угадывалась витрина с жуками и бабочками, ставшая посреди этого простора совсем маленькой и убогой.
Волк, по прежнему грозно скалил зубы в своём углу, но и он теперь терялся, выглядел, как собака в вольере. Всё расползлось, разбрелось, разлетелось. И вроде как сразу измельчало.

Я бросился искать свой стенд с Золотой Ордой. Красиво, стеклянно, подсвечено. А тайны нет. И сами древние предметы из мордовских могил смотрятся действительно, как неведомо для чего разложенный мусор. Хотел показать сыну, но понял, что и самому смотреть на это не хочется.

                            По несчастью или счастью, истина проста
                            Никогда не возвращайся в прежние места
                            Даже если пепелище выглядит вполне
                            Не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне


Tags: Уходящая Сызрань
Subscribe

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments