krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Из потаённого

Это фотография не имеет никакого отношения к моему рассказу. Вернее, почти никакого. Просто, на этом самом месте развивается его действие. А выглядит оно сейчас весьма неприглядно. Вот и воспользовался фотографией вековой давности.
syzran31
Сейчас это улица Ульяновская. Самый центр Сызрани. Крестовоздвиженский храм лишился куполов и лежит в руинах, а на дороге за ним такое оживлённое движение, что без светофора не перейдёшь.
Вот прямо вплотную к руинам этого храма стоит маленький домик с глухим забором и зарешеченными окнами. Там размещается сызранская старообрядческая поморская община.

Собственно и сам полуразрушенный Крестовоздвиженский храм тоже принадлежал старообрядцам. Только австрийского согласия. То есть староверам, приемлевшим священство. Он и сейчас им принадлежит. Только обитают они не здесь, а за Крымзой. Чтобы отремонтировать такое здание нет средств.
У поморцев тоже есть свой храм, построенный в 1912 году купцами Пережогиными. Но его сейчас занимает "Сызраньгаз".

Вот в этот неприметный наглухо закрытый домик лет 10 назад и забросила меня журналистская судьба.

Собственно, из моего желания поближе познакомиться со старообрядцами скорее всего ничего бы не вышло, но помогли дела мирские. Дело в том, что когда в начале 90-х вышел закон о возвращении культовых зданий религиозным общинам, жившие до того, как говорится, в подполье староверы стали потихоньку входить в дела мирские. Ибо, как я уже говорил у поморцев имелось своё сохранившееся здание. Они зарегестрировались официально и предъявили свои права. "Сызраньгаз" никак не захотел съезжать с обжитого места и обратился за помошью к городским властям. Те предложили поморцам, взамен родного, разрушенный Крестовоздвиженский храм. Пообещав в придачу отреставрировать его за счёт бюджета.
Ну, а известное дело, где бюджетные деньги - там и бес. Услышавши про них поревновали душою уже номинальные наследники здания "австрийцы". Начались суды. В итоге и бес, и справедливость восторжествовали. Разрушенное здание отдали "австрийцам", а бюджетные деньги, как и положено, исчезли бесследно.
Но, от всех этих передряг поморцам осталось официально зарегистрированное юридическое лицо и маленький домик на Ульяновской.
Я в ту пору официально вёл раздел экономики в газете, поэтому воспользовался этим имущественным спором и пропажей денег, как поводом для встречи. Скрепя сердце, со мной согласились побеседовать.
В назначеный час железная дверь бесшумно отворилась и впустила сеня в мир, недоступный непосвящённым.

Тогда руководителем общины или как принято говорить, начётчиком был Николай Иванович Темников. Сам из старообрядческой семьи он и не думал в молодости о духовной карьере. Работал таксистом. Поэтому к должности своей относился без фанатизма, а к мирским делам без предубеждения.
Но, судя по недоброму взгляду, который на меня бросила в сенях немолодая женщина, замотанная в платок,  в своей общине он слыл за либерала.
Во всяком случае, когда я захотел узнать побольше о недавней истории сызранской поморской общины, мрачные старушки наотрез отказались рассказывать что-либо. И, как поведал мне позднее сам Николай Иванович, и ему очень сильно "выговаривали".
Нельзя! Как и во времена протопопа Аввакума "с бритоусом, табашником не садись, не бранись, не водись". Когда я спосил, а что чашку из которой я чай пил, тоже выкинут? - мне ответили: "Нет, конечно, просто "отчитают".
Вот тогда я ощутил, что, сделав буквально несколько шагов с улицы современного оживлённого города, я попал совсем в другой мир. Даже не на сотню лет назад, а куда-то в сторону. Или вглубь.
Совсем рядом по улице неслись машины, а здесь зарила тишина. В маленькой моленной окна зашторены. Темно. Свечи и полумрак. Стены в древних иконах, толстенные книги с застёжками. Кресты старинного литья.
Даже чётки другие. Кожаные, никогда мною дотоле невиданые - лестовки.

Из истории я знал, что поморцы никогда особым фанатизмом не отличались. Даже по составленному в 1842 году Синодом списку вредных учений они шли только по второй категории. Ибо допускали браки и молитву за царя. Кстати, их невольные соседи "австрийцы" по тому списку относились к третьей категории, ибо имели священников.
Уже 10 лет назад число членов в общине быстро сокращалось. В основном туда ходили только очень пожилые люди. Ничего не смог мне рассказать Николай Иванович и о недавней истории общины. Сам он стал туда ходить лишь в старости, а бубушки, которые занли всю подноготную и действительно могли что-то поведать, говорить наотрез отказались.
Уже позже, после смерти Темникова я увидел в Сети интервью с его преемником. Он и вовсе был приезжим. Хотя, практика показывает, что именно приезжие обычно очень интересуются историей. Так что надежда, что он соберёт и сохранит рассказы о жизни сызранских поморцев в годы советской власти, остаётся.

Хотя даже то, что мне рассказал Николай Иванович было очень интересно. О тайных собраниях, закрытых от непосвящённых молениях.
Вот тут и зашёл у нас с ним разговор о федосеевцах.
Беспоповцы федосеевского согласия по разнарядке Синода считались "вреднейшей" сектой и приравнивались к хлыстам. По степени опасности имели первую категорию. Известно, что в начале XIX века течение это имело сильнейшие позиции в Сызрани. Именно к нему принадлежал и знаменитый Павел Прусский. Сделавший впоследствии очень много для разгрома федосеевцев.

Естественно, что о них даже в предреволюционное время было мало что известно. Свои общины они не регистрировали, места собраний тщательно скрывали. Немудрено. Эти люди считали наш мир царством Антихриста, пришедшего и царствующего тайно. Не признавали браки, а императора считали помазанником сами понимаете кого.

Поэтому, когда я узнал, что федосеевцы живут и здравствуют в современой Сызрани я чуть не упал со стула. Честно скажу, что когда мне рассказывали что и по сей день есть люди не имеющие паспортов, не берущие от антихритстова государства пенсий и социальных пособий - верил в это с трудом.

Но, на просьбу познакомить с кем-нибудь из сызранских федосеевцев последовал решительный отказ. Все мои дальнейшие розыски этой таинственной секты не увенчались успехом. Мне удалось лишь узнать, что не так давно федосеевцы собирались в одном доме в Молдавке, но дом этот недавно сгорел.
Кто знает, может сейчас уже эта община не существует и мне рассказывали уже о последних из могикан? Десять лет - срок не малый.
А может и сейчас, закрывшись от постороних глаз крепкими запорами, они всё так же ждут прихода Антихриста, спасаясь от его слуг в тайных убежищах?


Tags: Уходящая Сызрань
Subscribe

  • Уж не пародия ли он?

    Никак не мог понять, что мне напоминает стёб над электронным голосованием Путина. То начнут прикалываться, что сайт у него на компьютере…

  • Избирательные парадоксы

    Если приглядеться, то прикольные моменты можно увидеть даже в такой скучной и предсказуемой вещи, как нынешние выборы. Например, при всём кажущемся…

  • Геральдистическая комедия

    Прочитал, что сегодня сызранские краеведы устраивают тусовку на геральдическую тему. Будут зажигать насчёт истории герба. Где-то недалече от памятной…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments