krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Булгарские шейхи

В «Очерках по истории Казанского ханства» Худякова приводится список суфийских шейхов, возглавлявших последователей знаменитого Ахмеда Яссави на территории этого государства. С указанием места их погребения. Но, если считать это список верным, то выходит, что шейхи эти жили задолго до образования Казанского ханства. Зато этот список очень стройно вписывается в историю Волжской Булгарии и Золотой Орды.


  1. Бейраш

  2. Иш-Мухаммед

  3. Идрис

  4. Касим

  5. Фезулла-эфенди из Бухары

  6. Ахунд Шаам

При этом указано, что Бейраш был учеником самого Ахмеда Яссави.

Первые двое были похоронены близ Ишменева-Маскары в Малмыжском уезде, Касим и Фейзула-эфенди в Казани, а Идрис и Шаам в деревне Тирбердины Челны Лаишевского уезда.

Попробуем выстроить этот список в хронологическом порядке.

Шейх Ахмед Яссави умер в 1166 году, значит, его ученик Бейраш прибыл в Булгарию во второй половине XII века. Здесь проповедовал, умер и погребён, передав звание шейха Иш-Мухаммеду. Которому, в свою очередь, наследовал Идрис.

Что заставило Идриса перебраться на другое, видимо достаточно укромное место, думаю гадать не нужно. В 1236 году Волжская Булгария подверглась страшному удару монгольских войск.

А вот почему его преемник Касим уже поселился в городе Казани, тоже понятно. В 60-х годах XIII века ханом в Орде был мусульманин Берке. Считается, что он был по матери внуком последнего Хорезм-шаха Мухаммеда, следовательно сохранял тесные связи со Средней Азией Кстати, именно Берке египетский султан Бейбарс прислал в дар знаменитый Коран Османа.

Трудно сказать, почему резиденцией шейхов была выбрана именно Казань. Может потому, что сам Берке своими духовными отцами считал суфиев другого тариката? В любом случае, то, что преемником Касима стал выходец из Бухары, на мой взгляд, вполне закономерно.

Теперь самое интересное. Почему последний в списке Шаам оказывается похоронен в месте, которое вроде как ранее послужило для укрытия или изгнания? И почему на нём список окончен?

Скорее всего, это как-то связано с событиями в Золотой Орде в конце XIII века. Что там доподлинно происходило известно плохо, но совершенно очевидно, что в тот период шла жестокая борьба за власть. Победил в которой в 1312 году Узбек. Объявивший ислам государственной религией.

То, что борьба за власть сопровождалась и религиозными распрями очевидно. Во всяком случае, Узбек сразу после победы предал смерти множество лам. Видимо, буддистских. Хотя тогдашние хроникёры вполне могли спутать их с обычными шаманами.

Так или иначе, но сам Узбек принял ислам под воздействием знаменитого суфия Сеид-Аты, последователя того же тариката Яссави.

Может, поэтому «казанский» список и обрывается? Суфийским шейхам уже вовсе не обязательно было прятаться в глухой деревеньке за Камой или сидеть в провинциальной Казани. Может, они перебрались в столицу Сарай? Во всяком случае, Ибн-Батутта, посетивший двор Узбека, упоминает о неком славном шейхе Сеид ибн Абдель-Хамиде.

Кстати, может и Коран Османа после смерти Берке и гонений на мусульман тоже укрывался до поры до времени в деревеньке за Камой. А уже потом суфии переправили его в Самарканд?

Tags: Волжская Булгария, Золотая Орда
Subscribe

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments