krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Сложная тема

Ещё зимой хотел написать про это. Когда наткнулся на упоминание про «Смолькинский эмират». А вообще с этой темой так или иначе приходится сталкиваться постоянно. С темой, которую американский полковник из советского фильма охарактеризовал очень точной и ёмкой фразой: «Ислам – очень сложный участок, юноша!».

Тема сейчас довольно популярная. Я же коснусь только того, что можно назвать сызранской спецификой.

Здесь уже никак не обойтись без описания места действия и исторической справки.

Но, сначала о том, что же меня натолкнуло на эту тему. Я всё время так или иначе касался её, когда писал о старом мусульманском кладбище, сызранском сабантуе. И мне всё время было непонятно почему сызранские татары никак не решат все эти, в общем-то довольно незначительные проблемы. Ведь народ это в Сызрани довольно многочисленный, образованный и небедный. Эти размышления и натолкнули меня на мысль, что все эти явления носят системный характер.

Вот об этой сызранской системе я и решил написать. Мысли невесёлые, поэтому буду рад ошибиться и услышать более оптимистическую версию.

Так уж получилось, что Сызрань в Самарской области стоит особняком. Она, как бы является центром самарского Правобережья Волги, причём исторически и экономически всегда была центром довольно обширного района, сейчас находящегося в Ульяновской области. Собственно, и сама Сызрань всегда административно относилась к Ульяновску-Симбирску.

В Куйбышевской области мы очутились только в 1943 году. Причём нарезка была проведена довольно оригинально. Сызрань находится прямо на границе области и собственного района. Ульяновская область начинается прямо за городской чертой.

Нынешние Новоспасский, Радищевский, Николаевский, Кузоватовский районы – бывший Сызранский уезд.

Теперь о сызранских татарах. В самом городе они стали селиться совсем недавно. Посетивший в конце XIX века Сызрань путешественник даже удивлялся, что здесь, в отличии от других поволжских городов совершенно не видно татар. Они, в основном жили в сёлах Сызранского и соседних уездов. Причём издавна. Например, Сайман был основан почти одновременно с Сызранью, а Ахметлей вообще нашли уже заселённым и просто записали его в книги.

Собственно, даже перед самой революцией татар в городе было мало. Даже мечеть так и не смогли достроить, хотя мусульманский приход с указным имамом Енгалеевым был здесь с 1905 года.

Почему? Ответ, как мне кажется, находится в старых мусульманских метрических книгах окрестных сёл. Я познакомился с ними, когда искал след похороненных в Сызрани турецких военнопленных. Там полно записей о смерти людей, похороненных в Сызрани. То есть, жил человек и умер в Сызрани, а вот хоронить его приглашали сельского муллу. Да и поминки, видно, справляли в родном селе. Так же в родное село уезжали сызранские татары жениться, там записывали новорожденных.

А когда в городе уже официально начались при Советской власти гонения на религию, тем более, сёла стали основными хранителями традиций.

Да и вообще более-менее массовое переселение татар в Сызрань из окрестных сёл началось только после коллективизации.

Так что сызранские татары так и остались тесно связанными с окрестными сёлами. Кто-то с сёлами Старо-Кулаткинского района, кто-то Николаевского, кто-то Кузоватовского.

А это вековые традиции, родственные связи и немалые различия, сложившиеся исторически. Прибавьте к этому чисто городских, никак ни с каким селом не связанных. Вот и получается вместо единой татарской общины довольно сложный конгломерат.

Вот вам и ответ на вопрос, который часто задают люди, приводящие в пример то или иное татарское село. «У нас денег близко нет таких, как у вас, а мы и то сделали, и то организовали». В селе есть единство, здесь – нет.

Первым на эту особенность обратил внимание ещё бывший мэр Янин. Он всегда положительно относился ко всяким полезным инициативам и всячески поддерживал, начавшееся строительство в Сызрани мечетей, развитие национальной культуры.

А потом пошли ходоки. С жалобами и разборками. Ислам религия демократичная, там многие вопросы решаются голосованием. Только стержнем любой демократии является умение слушать и слышать оппонента.

Когда же вместо этого есть только желание любой ценой настоять на своём, то возникает потребность в организующей и направляющей роли. Тогда Янин оперативно решил этот вопрос, обратившись к самарскому муфтию с просьбой о создании здесь мусульманского округа во главе с мухтасибом. Что и было сделано.

Это решение оказалось оправданным, своевременным и принесло плоды. Ситуация осталась под контролем, каковой остаётся и на данный момент.

Ситуация в Сызрани сейчас такая же, как и в остальной Самарской области. Укрепление позиций традиционного ислама стало надёжной преградой на пути распространения различных новомодных, зачастую экстремистских течений.

А вот теперь и о специфике. Сызрань, как я уже отмечал, находится на Правобережье и тесно с ним связана. Между тем, у соседей всё далеко не так благополучно. Во всяком случае в соседней Ульяновской области ситуация с религиозным экстремизмом гораздо сложней. Больших проблем пока нет, и большинство случаев, выдаваемых за религиозный экстремизм, и там лежит чаще в уголовной сфере, как и случай с нашим «Смолькинским эмиратом».

Однако ситуация меняется. Очень много молодёжи получает образование за рубежом. В Турции, Саудовской Аравии, Египте. Кто и чему их там учит, никто не знает. Как и с какими мыслями они возвращаются.

Но, очень многие открыто выступают против старых исламских традиций, часто обвиняя старых имамов и членов религиозных советов в малообразованности.

Я ни в коем случае не против молодёжи, а уж тем более не против образованности.

Но, слова американского полковника про «очень трудный участок» очень хорошо ложатся на русскую историю. Ошибки в этой сфере очень дорого обходились России. И наоборот, ставка на сотрудничество и взаимопонимание, зачинательницей которой была Екатерина II дала очень хорошие результаты. Помогла накопить бесценный опыт.

По сей день, созданное ей духовное управление мусульман во главе с верховным муфтием является надёжной опорой не только религиозной политики, но и российской государственности.

Этот опыт накоплен и проверен веками.

Сейчас же мы видим, что делаются попытки поэкспериментировать в этой непростой сфере. С использованием модных сейчас демократических традиций. Тем более, что ислам вообще религия очень демократическая.

Увы, там где демократия, там и возможность манипуляции. Особенно, если есть немалые деньги.

При чём здесь Сызрань, спросите вы?

А при том, что исторически здесь нет единства в татарской общине, которая и является всегдашней опорой именно традиционного направления в исламе. Прибавьте к этому быстро меняющуюся демографическую ситуацию, когда в городе становится всё больше мусульман с Кавказа и Средней Азии. С другими традициями, понятиями и целями.

И вы поймёте насколько ситуация в нашем городе более неустойчива, чем ситуация в восточных районах области, где основой мусульманского населения являются татары и башкиры, веками живущие в тех или иных поселениях.

Посмотрите на ту же Ульяновскую область. Там давно два муфтия. А соответственно, прекрасная база для конфликтов и раздоров. У других соседей ситуация не лучше. А связи сызранских татар с Ульяновской областью очень сильны.

Tags: Ислам
Subscribe

  • Пукающие мальчики фсё?

    Борьба с фэйками докатилась и до наших палестин. Оштрафовали редактора КТВ-Луч. С хреном оплошал. Выдал, так сказать, желаемое за действительное. Но…

  • Сызрань космооперическая

    Оказывается в этом году странное мероприятие с интригующим названием библионочь будет посвящена теме "Книга - путь к звёздам". Это же прямо…

  • Ну, вылитая я в молодости

    Прочитал, что на нашего нового министра культуры Татьяну Мрдуляш в Сызранском музее больше всего произвели впечатление предметы из средневековых…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments