krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Засызран - страницы истории

Как говорится, не было бы счастья… Всплывшая помидорная тема, напомнила мне про старый материальчик по истории Засызрана. Альма матер сызранского помидороводства. Хотя, после самарской рекламы, наверное, лучше будет заменять слово помидор на томат.

До наступления торжества исторического материализма Засызран назывался просто и без затей – Преображенская слобода. По приходскому храму.

Земли между реками Куброй и Сызранской вскоре после основания Сызрани, или Сызрана, как тогда говорили и писали, были пожалованы Вознесенскому монастырю. Который и стал их сдавать всем желающим.

Место было очень удобным для огородничества, так как лежало в низине, в отличие от собственно городских районов. В поймах. Видимо огородники и садоводы его сразу и облюбовали. Во всяком случае, отец известного поэта Ивана Дмитриева обзавёлся там большим садом. К числу преимуществ этого места можно отнести и то, что здесь проходила почтовая дорога на Хвалынск и Саратов.

Другим, явным достоинством была удалённость от городских властей.

Селились там люди всякого звания, и купцы, и мещане. Монастырь за это взимал с них арендную плату по три копейки за квадратную сажень.

В 1764 году монастырские земли были конфискованы в казну, а после выхода в 1785 году екатерининской «Жалованной грамоты городам» были переданы городскому обществу.

Правда, не сразу. Некоторое время тянулась переписка с магистратом, который, по всей видимости, был не прочь отказаться от привалившего приобретения и записать заречную слободу селом. Однако, землепашцев среди насельников не оказалось – всё торговцы да ремесленники. Почтовый тракт помимо всего прочего давал работу и кузнецам.

Только в 1804 году Преображенская слобода была окончательно включена в план города.

А ещё через 10 лет Вознесенский монастырь добился возврата конфискованных по указу 1764 года земель. Вне всякого сомнения, руку к этому приложил тогдашний министр юстиции и генерал-прокурор Иван Дмитриев. Его семья традиционно имела тесные связи с монастырём. Одновременно вышел сенатский указ о выселении жителей.

Однако, до этого не дошло. Дмитриев как раз вышел в отставку, а в столице рассудили, что можно монахам дать землю и в другом месте.

На этом территориальные злоключения жителей Преображенской слободы и закончились.

А с чего всё начиналось? И почему именно во имя Преображения засызранцы возвели свой приходской храм?

Самой подходящей версией можно считать как раз профессиональную. Преображение – традиционный праздник садоводов и огородников, когда в храмах освящяют плоды нового урожая. В пользу этого говорит и придел в храме. Во имя Козьмы и Демьяна. Они традиционно считались покровителями кузнецов. Которые, как вы помните, тоже жили в слободе.

Однако, хочу предложить вам ещё одну версию, которая тоже имеет право на существование.

В церковной летописи записано, что Преображенский храм построен в 1768 году. Это явно было сделано на месте уже стоявшего ранее здания. Ведь слобода называлась Преображенской ещё в монастырские времена. Действительно, в материалах сызранского уездного суда Преображенский приход упоминается аж под 1724 годом.

А это значит, что он намного старше даже богатого Ильинского прихода. Который основали, кстати, богатые купцы.

Так что же Преображенских храм возвели на свои шиши несколько огородников и кузнецов? Или им помог монастырь, на земле которого они обосновались.

Давайте, посмотрим, а что тогда происходило в Сызрани и его окрестностях.

А ничего хорошего. Даже совсем наоборот, дела завертелись такие…

В 1722 году был арестован и казнён игумен Вознесенского монастыря Михаил, возглавивший незадолго до этого Жадовскую пустынь, им же и возведённую.

Дело это само по себе очень интересно и я обязательно напишу о нём в ближайшее время в рубрику «Сызранские тени», но, сейчас не об этом.

Так получилось, что ликвидировать проштрафившуюся Жадовскую пустынь было не с руки. Только-только построили, да ещё и при очень почитаемом в регионе чудотворном образе Казанской Божьей Матери. Пришлось менять контингент.

Это сделали за счёт Самарского Спасо-Преображенского монастыря. Обитель эта существовала едва не с самого основания Самары и была весьма небедной. Она имела статус патриаршего домового монастыря, владела немалыми земельными наделами на Самарской Луке с сёлами и деревнями Рождествено, Подкараульное, Терновая Поляна, а также покосами, озёрами и другими угодьями. Среди которых были и богатейшие рыбные ловли на Волге и Самаре. Кстати, при Преображенском храме этого монастыря был и придел во имя митрополита Алексея, покровителя Самары.

А тут как раз Пётр I ликвидировал патриаршество. Земли с угодьями пошли в дворцовое ведомство, а монахи в Жадовскую пустынь.

Можете представить, как это выглядело на практике. Из богатейшего монастыря в лесную глушь. После волжской осетрины и икры на хлеб и воду. Но, монахам хоть хлеб был гарантирован. А немонашествующий причт? До сих пор они кормились из монастырской казны, а теперь куда? Прихода своего нет. В маленькой Самаре и свои попы едва концы с концами сводят.

Городов приличных поблизости нет: Симбирск да Сызрань. Так что перебравшиеся в Сызранский уезд монахи вполне могли забрать туда и храмовую утварь с образами, да и пристроить там по знакомству бывший причт. С помощью Вознесенского монастыря. Который получал таким образом подконтрольный приход. Почти даром.

Кстати, сам Преображенский монастырь в Самаре сумели через несколько лет восстановить. Но, земли не вернули. Так, что дела в возрождённой обители не пошли. В 1738 году её закрыли уже окончательно. Оставшийся от неё Преображенский храм с приделом сгорел в 1765 году в очередном самарском пожаре.

Tags: История
Subscribe

  • Тринадцать лет спустя

    Сегодня 13 лет, как я завёл этот блог. Скучно было, хотелось попробовать чего-нибудь нового. Оказалось, что это целая эпоха в моей жизни. Много чего…

  • Степан Разин

    Оказывается вчера было 350 лет со дня смерти Степана Разина. Он был причастен к основанию Сызрани пожалуй не меньше, чем цари и воеводы. Ведь…

  • С Днём историка!

    Есть, оказывается, и такой праздник!

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments