krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Игумен Михаил

Об игумене Михаиле неизвестно практически ничего. Мы не знаем ни его фамилии, ни возраста, ни происхождения. В истории нашего края он отмечен лишь несколькими записями в анналах Сызранского Вознесенского и Жадовского Казанского монастырей.

А вот в истории России он остался как фигурант знаменитого дела Варлаама Левина, открывшего путь многолетней легенде о царстве Антихриста, которая смущала потом миллионы российских старообрядцев.


Исследовавший в 1900 году архив Вознесенского монастыря редактор «Симбирских епархиальных ведомостей» Яхонтов, отметил первое упоминание об игумене Михаиле под 1704 годом. Предыдущий настоятель Феодорит значится под 1700 годом и именуется строителем – чин немного ниже игуменского. Нет Михаила и в списках насельников монастыря, составленного в 1695 году.

Из всего этого можно сделать вывод, что Михаил прибыл в Сызрань после 1700 года уже в зрелом возрасте, имея не только жизненный и хозяйственный опыт, но и соответствующий церковный чин. Не исключено, что перед этим он уже подвизался в другой обители строителем или игуменом.

Назначение игумена свидетельствовало о повышении статуса Вознесенского монастыря, который тогда являлся домовым при Казанском архирейском доме. Как раз под 1701 годом зафиксирована переписка между Казанским митрополитом Тихоном и светскими властями по поводу сызранского монастыря, вследствие которой архирей получил соответствующую царскую грамоту, подтверждающую неподсудность монастырских слуг местной воеводской канцелярии.

Время было очень непростое. С полного разгрома началась Северная война, в то же самое время был принят указ, запрещавший горожанам носить русское платье и предписывавший немедленно переодеться по немецкому образцу. И брить бороды.

В то же самое время в провинцию было выслано много участников недавнего стрелецкого бунта.

Резко ухудшились отношения самодержца и с православной церковью. После смерти патриарха Адриана Пётр запретил избирать нового, назначив лишь местоблюстителя престола Стефана Яворского. Ему тоже суждено появиться в нашей истории.

Я не зря перечисляю все эти события, происходившие в столице за тысячу вёрст от Сызрани. Им суждено сыграть самую непосредственную роль в судьбе игумена Михаила.

В то же самое время, когда новый настоятель прибыл в наш город, в Сызранском уезде в самых верховьях реки Сызранки в лесу была обнаружена чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Образ этот традиционно был очень почитаем именно в «низовых землях», в царстве Казанском, как тогда официально называлась административная единица, которой принадлежала Сызрань.

Обнаруживший икону некий Тихон, излечившийся благодаря ей от тяжёлой болезни, так и поселился на том месте у речки Самородки. Вскоре, возле него обосновались ещё несколько человек, искавших благодати и спасения.

А в 1711 году местный помещик подполковник Иван Обухов обратился к митрополиту за разрешением построить на этом месте храм и основать монастырь. Разрешение было получено. Ведать строительством поручили игумену Сызранского Вознесенского монастыря Михаилу.

Ещё через пару лет несколько сызранских помещиков Лукъян Аристов, Сильвестр Ребровский, Никита Плешивцев, Фёдор Воронцов и Василий Зимнинский подарили строящейся обители часть своих имений. А в 1714 году было завершено строительство храма, и он был освящён. Начала свою жизнь и Жадовская пустынь.

Здесь возникает некоторая неясность. Кто был первым игуменом этого монастыря?

Некоторые считают, что Михаил. Однако в Сызранском Вознесенском монастыре, тот же Яхонтов видел служебную книгу, подписанную игуменом этого монастыря в 1717 году. А под 1720 годом игуменом Жадовской пустыни значится некий Авраамий, постриженный из вдовых священников.

Так или иначе, но эта запись 1717 года является последним следом игумена Михаила в Сызрани. Ибо вновь мы увидим его лишь в 1722 году в деле Варлаама Левина.

Дело это достаточно знаменито и желающие легко найдут его подробности на просторах Сети.

В 1721 году Пётр I объявил Россию империей, себя императором. Вследствие чего ликвидировал патриаршество, подчинив церковь своему управлению. Вот только по недосмотру или с тайным умыслом указ этот был составлен так, что выходило, будто Пётр объявляет себя главой православной церкви. А любой, мало-мальски сведущий человек того времени прекрасно знал, что главой церкви является Христос. Прибавилась и последовавшая вместе с этим титулатура государя по одному имени без отчества.

Сразу припомнили и брадобритие и немецкое платье, и всепьянейшие соборы, и непопулярную церковную политику.

Люди с ужасом открывали для себя то, что все рассказы старообрядцев о грядущем царстве Антихриста правда.

Вот почему выходке монаха далёкого пензенского монастыря Варлаама Левина, закричавшего на базарной площади, что Пётр – Антихрист было придано такое большое значение. В ходе следствия выяснилось, что явно душевнобольной Левин, тем не менее встречался со многими весьма здравомыслящими и влиятельными людьми. С тем же Стефаном Яворским, с личным духовником князя Меньшикова, с монахами привилегированного Александро-Невского монастыря в Перербурге.

В числе тех, кому Левин говорил, что Пётр Антихрист был и игумен Михаил. С ним монах встречался во время своего паломничества в Жадовскую пустынь.

Вся вина игумена состояла в том, что он не раскрыл тайну исповеди. Не донёс властям.

Между долгом гражданским и долгом пастырским Михаил выбрал второе.

За что и был обезглавлен в 1722 году на площади в Пензе. Его голова была воткнута на спицу и выставлена на всеобщее обозрение на базарной площади.

Вскоре по этому поводу был издан специальный указ Святейшего Синода, который разъяснял, что подобный поступок является «неправильным страданием за веру».

Ибо, как правильно страдать знает только император.

То, что владыка земной покушается на тайну исповеди, никого не волновало. Кстати, вплоть до Февральской революции.

Когда началось возрождение духовности в России и восстановилось патриаршество, об игумене Михаиле все уже порядком подзабыли.

А этот человек, исполнивший до конца свой пастырский долг, не раскрывший, в угоду царям земным, заповеданную свыше тайну исповеди, заслужил, чтобы о нём помнили.

Tags: Сызранские тени
Subscribe

  • Понравилось

    Судя по всему гениальная идея создавать финансовые прослойки между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, работающие по системе…

  • Навеяло. Из истории

    Вспомнилось, пока читал новости. Про главного врага. "Однажды объявил Дракула по всей земле своей: пусть придут к нему все, кто стар, или…

  • Уж не пародия ли он?

    Никак не мог понять, что мне напоминает стёб над электронным голосованием Путина. То начнут прикалываться, что сайт у него на компьютере…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments