krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Девы-воительницы

Я уже писал как-то о мордовской княжне Нарчатке и несгораемой царевне из татарских легенд. Однако, едва коснёшься темы Муромского городка, как девы-воительницы появляются сами собой. Хотя бы уже потому что рядом находятся горы, называемые Девьими. Тут же вспоминаются жигулёвские легенды о богатырках, сказочный Мирный город, скрытый на дне Волги и управляемый прекрасной принцессой. Потом на ум приходит старик Геродот с его амазонками, которые, как известно жили где-то по соседству с сарматами. А ведь у нас самый край сарматских степей. Сам видел трёхгранную сарматскую стрелу на бугре над Усой, недалеко от Губино.

Про то, есть ли во всех этих легендах какая-либо историческая основа написаны тома и сломаны копья. Я лишь хочу сказать немного именно за наши места.

Про Девьи горы я уже говорил. Ещё вспомню про татарскую легенду о сорока девах, отважно сражавшихся при осаде родного города войсками Тимура.

Тимур в наших краях ничего не осаждал и в памяти народной, скорее всего, просто заменил Батыя, который набезобразничал от души. Да и число 40, видимо, носит сакральный характер. Не зря же это числительное называется отдельным словом.

Кстати, в Средней Азии тоже имеются и Девичья крепость, и легенда о сорока девах у каракалпаков. У них же имеется легенда, что жили они некогда в Булгаре, и их загнал к Аралу хромой Тимур.

Так что легенда о поволжских амазонках, как видим, почти на два тысячелетия моложе геродотовой. Есть девы-воительницы и в фольклоре европейских народов. Одна примечательная деталь. Все они дамы незамужние.

И при последнем взгляде, брошенном вдаль веков, напомню о буртасах, живших эдак в веке X в наших краях и у которых девушки пользовались большой свободой.

Теперь перенесёмся в день сегодняшний.

И посмотрим на народный чувашский костюм. Точнее, на тухью, головной убор незамужней девушки. Даже не нужно обладать большой фантазией, чтобы увидеть в нём боевой шлём. Конечно, он уже дано стал предметом декоративным и утратил своё первоначальное предназначение, но форму свою сохранил. Да и нагрудные украшения явно идут от защитного снаряжения воина. Чуваши более других народов Поволжья сохранили языческие традиции. Не является ли их костюм памятью о былых девах-воительницах?

А у какого народа Поволжья особо третное отношение к женским поясам? У мордвы, конечно, с их знаменитым пулаем, не имеющим, кажется аналогов у других народов. Этому поясному украшению придавалось особое, сакральное значение.

В одной из песен даже сызранский воевода засветился. Некая Сырява говорила ему, на требование оставить веру предков:

Не сниму хвосты, не одену кресты.

С чего я вдруг заговорил о женских поясах, имеющих сакральное значение? А помните один из подвигов Геракла, который украл у царицы амазонок её пояс?

Далеко текут невидимые реки истории. Много всего в них перемешано

Tags: Волжская Булгария
Subscribe

  • Старые песни о главном

    Вот Байден снова запел старую песню про бензоколонку с ракетами. Что всё у нас держится на нефти и ядерном оружии. Случайно или нет, но это совпало…

  • "А вы знаете, Мамыкина снимают - за разврат его, за пьянку, за дебош!"

    По мере приближения выборов, которые однозначно не принесут партии власти ничего хорошего, возобновились разговоры о грядущей отставке Азарова.…

  • Вспомнилось

    Вспомнил, что сегодня восемь лет со дня знаменитой встречи Меркушкина с сызранцами. Летит время. Помню, ещё долго колебался: идти - не идти. Тем…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments