krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Пул со свастикой

В описании монет, найденных археологами на Царёвом городище, которое одни учёные считают Новым Сараем, другие Гюлистаном, мне попался интересный анонимный пул, отчеканенный в Гюлистане в 797 год хиджры. Вместо имени хана на оборотной стороне красовалась свастика. Причём не простая, а двойная. В этой монетке меня заинтересовало сразу всё: место чеканки, год и знак вместо имени хана. Да и место находки тоже.

797 год хиджры, это 1395 год от Рождества Христова, тот самый, когда Железный Хромец, разбив в пух Тохтамыша, прошёл огнём и мечом по всему Правобережью и низовьям Волги, дойдя до окраин Руси. Именно этот год назван восточными авторами, как последний год существования того Сарая, который построил хан Узбек и который просуществовал всего 63 года.

Итак: 1395 год, Гюлистан, Новый Сарай, анонимная монета, украшенная свастикой.

Прежде всего про год. Многие историки призывают не слишком доверять годам, написанным на золотоордынских монетах. Часто цифры на них перепутаны. То вверх ногами поставят, то местами поменяют. Да и при прочтении плохо сохранившихся монет цифры легко перепутать. Например, в данном случае, девятку с пятёркой. Хотя если мы сменим 1395 год на 1357 будет ещё интереснее. В смысле анонимности и свастики.

Ведь именно в 1357 году то ли умер, то ли был убит, хан Джанибек, и в Орде творилось чёрт знает что. В том числе и в сфере религиозной. Думаете, зря там в это время очутился московский митрополит Алексей. И был по одним сведениям изрядно вздрючен, а по другим – щедро обласкан. Скорее всего, и то и другое.

В общем, самое время появления на монетах свастики вместо имени хана.

Но, пока давайте вернёмся к Гюлистану.

Монетный двор этот исчез с монет в 60-х годах. То ли вместе с самим Гюлистаном, то ли просто некому было там чеканить. В Орде тогда пошла такая замятня, что монеты чеканились больше с указанием «Орда». То есть, не пойми где. Даже стольный град Сарай пару раз захватывали новгородские ушкуйники, почуявшие себя тогда полновластными хозяевами Волги. Вряд ли в городе в это время был какой-то хан вообще. Но, про этих хоть русские летописи написали. А про скольких лихих ребят, которые налетали тогда на державный престол из степи, мы можем только догадываться.

Так что было не до чеканки. Чеканят, когда складывают и умножают, а время было, когда больше отнимали и делили.

А вот после прихода к власти Тохтамыша и установления порядка, снова появляется чекан Гюлистана. Правда, частенько с добавкой Новый. Может по новой отстроили?

Теперь вернёмся к свастике. Прежде всего, она заменила на монете имя хана. За время существования Золотой Орды в ней чеканилось немало анонимных монет, где указывался только год чеканки или монетный двор. Происходило это по самым разным причинам. Особенно при чекане медных монет. Которые изначально выпускались для ограниченного применения.

Одной из причин вполне могло стать междуцарствие. Когда непонятно чьё имя указывать. И 1357 и 1395 под это определение подходят идеально.

В первый раз в Орде вспыхнула борьба за власть после смерти хана, а во втором случае вообще было уже неясно, а что осталось от самой Орды. И осталось ли вообще.

Так что вполне естественно, что скромный чиновник монетного двора, осторожно чеканил анонимные монеты, да и то больше медные, чтобы меньше в глаза бросались.

Тем интереснее появление на монетах свастики.

Многие считают её буддийским символом. Высказывается даже предположение, что один из величайших золотоордынских ханов Тохта сам был буддистом. Эта версия стоит на сообщении, что тот любил лам, которых после прихода к власти мусульманин Узбек истреблял в большом количестве.

Вот только вряд ли нужно торопиться отождествлять лам и свастику именно с буддизмом.

Знак этот буддисты сами позаимствовали у религии «бон», которая и поныне сохранилась в укромных уголках Тибета. А во времена Чигнисхана эта вера была очень распространена в Центральной Азии. Причём, она включала почитание солнца и луны.

Вспомним знак полумесяца на дворце золотоордынских ханов в Сарае. Или знаки солнца и луны на старинных чувашских надгробиях. Вряд ли это были символы примитивных шаманских культов. Дело-то происходило в державе, раскинувшейся от океана до океана. Да и Оседовский писал, что ему показывали в одном из монгольских монастырей перстень, по преданию, принадлежавший самому Чингисхану. Он был украшен свастикой.

В правление Тохты вообще судя по всему была сделана ставка на древние традиции. Не зря он был среди тех, кто попытался восстановить империю Чингисхана и признал главенство великого хана. Тогда же на монетах часто стали встречаться надписи на уйгурском языке, использовавшемся по всей возрождённой империи.

Да и борьба противников ислама при Узбеке велась под лозунгами приверженности к старым монгольским традициям и Ясе Чингисхана.

Не буду гадать, кем они были: шаманистами, бонцами или буддистами, совершенно определённо, что многие из них сохранили приверженность к старой вере. Тем более, что убраться подальше от глаз правителя было куда.

Вне всякого сомнения, это была питательная среда для оппозиции и смуты.

Кто знает, может кто из таких ревнителей старых традиций и древней религии «бон» и начал в какой-то момент чеканить монеты со свастикой, обосновавшись в Гюлистане? Ведь уцелели же символы луны и солнца в наших лесах вплоть до века XVIII-го?

Tags: Гюлистан, Золотая Орда
Subscribe

  • Вдогонку былым слухам

    Коль уж зашёл разговор про слухи, да отставки, вспомнил я события четырёхлетней давности. Отставку Меркушкина. Много тогда народа умничало и надувало…

  • Эх, Сергей Вадимович...

    Ветер немного переменился и над моим районом снова повис запах говна с очистных сооружений. Естественно сразу вспомнился Степашин, который на днях…

  • Студент и блохи

    Ну где ещё прочитаешь о том, что суд продлил содержание под стражей сына Николая Меркушкина, как не в самарских СМИ? Разве есть в регионе вести более…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments