krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Курганная группа Репьёвка I

На протяжении многих веков полновластными хозяевами степи и лесостепи на просторах от Дуная до Средней Азии были племена, которые учёные относят к срубной археологической культуре. Мы не знаем на каком языке они говорили, какие у них были отношения между собой. Только предположительно можно судить об их происхождении и дальнейшей судьбе. В единую общность их выделяют по некоторым общим признакам материальной культуры, важнейшим из которых был обряд захоронения. В срубах. Отсюда и название.

Да и эта отличительная черта во многом условна. В поздний период существования культуры, уже и срубов не делали, ограничиваясь только деревянными перекрытиями.

Именно так обстояло дело и в могильнике, получившем в науке условное наименование Репьёвка I.

Это 6 невысоких курганов, вытянувшихся цепочкой прямо вдоль автотрассы Москва-Челябинск. Под каждым из них по нескольку захоронений. Одно центральное, как правило, самое богатое. Вокруг захоронения поскромнее. Больше детских. Как утверждают археологи, за плечами которых много подобных объектов, где проводились дополнительные и более углублённые исследования, например анализ ДНК, под каждым курганом похоронены близкие родственники. Видимо, члены одной семьи.

Захоронения производились не сразу, а на протяжении некоторого периода времени, образуя со временем небольшое семейное кладбище.

Потом над ними насыпался курган.

Видимо, это было связано с полукочёвым образом жизни, который вели тогдашние племена.

То ли могильник принадлежал сразу нескольким семьям, то ли одной, которая периодически возвращалась к прежнему месту жительства и начинала новое кладбище.

Это была самая середина II-го тысячелетия до нашей эры. Времена фараона Тутанхамона и легендарной Хатшепсут.

Наши места были тогда благодатным краем, обильным травой и деревьями. Собственно это видно и по раскопу, где можно определить уровень древней почвы, на которой некогда насыпан курган. Слой чернозёма уже тогда был под полметра.

Кома для скота было вдоволь. Хозяйство срубников и держалось, в основном, на крупном рогатом скоте. Но, были и овцы и свиньи. Многие учёные считают, что было уже и земледелие. Правда, в очень ограниченном виде.

Ещё одной отличительной особенностью этого периода в наших краях считают спокойную жизнь. Судя по материалам раскопок, в те времена практически не воевали.

Репьёвские захоронения относятся к самому последнему периоду господства срубников в наших краях. Уже нет срубов. Все могилы лишь перекрыты сверху деревом.

МогилаВсе похороненные лежат на левом боку с поджатыми ногами головой на север. Их лицо обращено на северо-восток. Туда, где восходит солнце. И луна тоже.

Я не случайно упомянул луну, потому что кочевники обычно больше почитают именно это светило. У позднейших индоевропейцев был даже отдельный культ почитания лунного божества Сомы.

Какой была религия тех, кто жил тогда в наших краях, можно лишь догадываться.

Почему, например, в могилах разное количество горшков? У некоторых по одному, у большинства по два, а есть захоронения, где их больше?

Можно, конечно, списать всё на имущественное неравенство. Но, не нужно забывать, что речь идёт о членах одной семьи, где подобный подход исключён.

Тогда в чём дело?

Возможно, в содержимом горшков. В одном была обычная пища, в другом, что-нибудь такое, что по категории того времени подходило под понятие «только для взрослых», а в остальных могло оказаться что-то такое, что подходило уже под разряд для особо посвящённых. Археологи говорят, что иногда в горшках оказывается, например, конопля.

Самое интересное, что и в Репьёвском могильнике некоторые захоронения отличаются по обряду. Это центральные захоронения в двух курганах. Погребённые там люди явно выделялись по статусу.

Их тела были сожжены, а уже потом в могилу были аккуратно высыпаны на подстилку кости. И инвентарь могилы был намного более богатым.

Жаль, что самую мощную могилу в центральном кургане, над которой было самое могучее перекрытие из брёвен, начисто уничтожили сурки. От неё осталась лишь яма. Но вот другое сохранилось практически полностью.

НожТак вот. Помимо традиционных горшков, возле сожжённых костей был положен бронзовый кинжал. В ножнах из шерсти и берестяной коробке. Нашли, также два костяных наконечника стрел.

Общий


Кроме того в мир иной сожжённые останки хозяина сопровождали аж 7 горшков! Что наводит на мысль о многочисленных функциях, которые исполнял покойный при жизни. Возможно, кое-что прояснится, когда учёные выяснят их содержание. Ведь применяли же более поздние индоевропейцы в ритуальных целях мухоморы.

горшА один из горшков и вовсе удивил учёных. Он был украшен совершенно необычным орнаментов в виде налепленных «жемчужин». Такое не встречалось у срубников.

Но, похожие украшения попадались иногда и племён ивановской культуры, жившей недолго в наших краях уже после срубников.

Ивановцы были уже гораздо бедней. Климат поменялся, стало суше. Разводили они уже в основном лошадей и овец. А потом и вовсе исчезли.

Большинство учёных утверждает, что обитатели наших краёв устремились именно на юг, где дошли до берегов Ганга, оставшись в истории под именем Ариев. В древнеиндийских гимнах есть много воспоминаний о своей северной прародине.

Когда-нибудь учёные свяжут все эти ниточки в один узелок.

Tags: Археология
Subscribe

  • "Заколдованные сокровища"

    "Можно многое забыть в жизни. И часто все мы многое забываем. Но никто еще в мире не забыл своего детства. Пройди полвека, пройди его три…

  • Всё было когда-то

    Шёл сейчас по улице мимо закрытого 30 лет назад кинотеатра. Сейчас там школа искусств, крыльцо переделали, но общий фасад всё тот же, что и…

  • За семью печатями

    Зимний вечер где-то в начале 70-х. Темнеет в эту пору рано, часа в четыре, поэтому в шесть уже совсем ночь. Наш класс пригнали на какое-то…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments