krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Category:

Вокруг одной монетки

Разбирал свои материалы, которые готовил для сценария фильма про Муромский городок. Интереснейшая тема. Тынянов говорил: «Где заканчивается документ, я начинаю». А здесь никаких документов. Ни единого упоминания, ни в одном современном источнике. Даже имя унесло время. «Молчат гробницы…» Заросшие травою рвы, черепки в звериных норках и небогатая добыча археологов. Как улики, собранные на месте преступления. Среди которых лишь одна говорящая. Серебряная монета, отчеканенная в самом начале XI века в самом центре Европы и неведомо каким путями попавшая к отрогам Жигулей.

Какое раздолье для сочинительства! Непаханое поле для версий, легенд и домыслов.

Только врать сильно не хочется, а следовательно остаётся только один путь.

Что время украло, пусть время и дополнит.

Что можно рассказывать о Муромском городке, коль скоро о нём самом неизвестно ничего? Только о времени, когда он существовал и событиях, происходивших вокруг. А стерженьком, проволочкой, на которой, как в соляном растворе должны вырастать кристаллы повествования пусть и будет та самая монетка. Какого-то чешского короля, если не ошибаюсь.

Кстати, похожую монетку, относящуюся к тому самому времени, нашли археологи на месте современной Казани. Видно в ту пору связи наших краёв с центральной Европой были достаточно интенсивными. А все пути туда лежали как раз через Киевскую Русь.

Вот только найдена была монетка не на территории Внутреннего города, самой старой части Муромского городка, а в Северном, образовавшемся уже немного позднее. Муромскому городку на ту пору было уже если не сто лет, то близко к этому.

Здесь мы обратимся к результатам исследований археологов. Ибо только они способны подвести под наш рассказ, хоть сколь-нибудь надёжный фундамент.

Давно известно, что история и археология говорят на разных языках. И перевод часто бывает ошибочным. В этом меньше всего виноваты археологи. Ведь именно они дают нам в руки те самые артефакты, на которых строятся и о которые разбиваются многие научные и антинаучные построения.

Сколько не строй версий и гипотез, а кирпич, он всегда кирпич, наконечник стрелы – всегда наконечник, а пожар – всегда пожар.

Вот археологи, тщательно обследовав толщину культурного слоя в разных местах Муромского городка и сумели установить, что существовал он чуть более двух веков. Сначала это был только внутренний город, огороженный оврагами и рвом, потом разросся уже до 150 га и опоясался рядами стен. Обзавёлся обширными пригородами, кладбищами за городской стеной.

Всё это неплохо укладывается в хронологические рамки, очерченные для Муромского городка современной наукой. X – начало XIII вв.

Вот, собственно и всё. Желающие могут поподробнее почитать описание осмотра места происшествия и найденных улик, они опубликованы. Только при переводе с языка археологии на язык истории они легко могут оказаться в положении Шерлока Холмса, исследующего забытую трость доктора Мортимера. Если вы помните, великий сыщик ошибся.

Теперь давайте спросим историю.

Что было в наших краях в X веке? Мы не знаем. Если, конечно, не верить слепо знаменитому Ибн-Фадлану. Лично я не могу безоговорочно принять рассказы очевидца, видевшего собственными глазами в наших краях северное сияние и ночь, длиною в один час. Он вполне мог их видеть, но тогда запасы анаши, сделанные при прохождении посольства через Среднюю Азию, должны были быть довольно приличными.

Мы можем только в самых общих чертах судить о том, что здесь тогда происходило.

Непосредственно на Правобережье жили тогда буртасы. Народ таинственный, многочисленный и судя по дошедшим до нас сведениям, неоднородный. Даже религии у них общей не было.

Жили они как раз в лесостепи. Упоминания о них в позднейших хрониках исчезло, а вот топонимы с таким названием дошли до нас в изобилии.

Упоминают в наших краях булгар, печенегов, монах Юлиан в начале XIII века нашёл здесь натуральных венгров.

Все они так или иначе были причастны к судьбе Муромского городка.

Вот только сам он располагался как бы на отшибе. На неком подобии острова, отгороженного от внешнего мира Волгой, Усой, Жигулёвскими горами и связанный с ним лишь речными переправами и узким километровым проходом в районе нынешних Переволок. Случайно это? Вряд ли.

В этом и есть главная загадка Муромского городка. Он, вроде бы и принадлежит к лесостепным буртасам, степным печенегам, северным булгарам, но и стоит особняком. Во всяком случае, географически самый удобный доступ к нему именно из правобережных степей. Оттуда, где начинается путь на Русь и в Причерноморье.

А от волжских переправ начинается другой древний путь. В Хорезм. Именно в Хорезм, а не в какую-то абстрактную Среднюю Азию. И здания, раскопанные археологами на территории Муромского городка очень схожи с постройками именно хорезмских строителей X века. Что неудивительно. Ведь Булгария и Хорезм были окраинами и частью огромного мира, именуемого Великой Степью, ещё не получившей тогда названия Дешт-и-Кипчак.

Два этих царства просто обречены были на тесное общение и культурные контакты. Не зря же наши приволжские города выбрали именно ислам в качестве религии. Причём того самого толка, что был в Средней Азии.

Значит, многое в Муромском городке было похоже на далёкий Хорезм. А это было в X веке богатейшее и культурнейшее государство Востока. Именно там родился и прожил большую часть жизни великий Бируни, много лет провёл легендарный Авиценна. Современники рассказывают об огромных библиотеках, блестящем обществе учёных, богатстве городов.

В то же время, оказавшись на какое-то время культурным центром Средней Азии, Хорезм сам экономически и политически оказался ближе именно к тюркским племенам Великой Степи. Хорезмийцы выделялись среди южных соседей даже своим внешним видом. Современники дружно отмечают это, упоминая характерные хорезмийские меховые шапки.

Вот только расцвет Хорезма был недолог. Уже на рубеже X и XI веков в Средней Азии произошли значительные перемены, надолго сделавшие его окраиной тамошнего мира. В эту самую пору значительные перемены произошли и в средневолжских степях.

А ведь как раз в эту пору и была обронена та самая чешская монетка.

В степи появились новые хозяева. Имён у них много, но лучше всего называть их турками. Из этой же волны пришли и знаменитые сельджуки, сокрушившие Иран. Их северные собраться прогнали из наших краёв печенегов.

Ещё недавно державшие в страхе соседей печенеги, теперь стали жаться к границам Руси, проситься на службу к Византии.

Именно в этот период увеличивается площадь Муромского городка. Видимо, тогда же и внутренний город из обычного городища, огороженного оврагами и рвом, превращается в настоящую крепость-кремль. Как большинство городов Восточной Европы.

В эту же пору в Булгарии появляются русские князья. В верховьях Волги появляется город Ярославль, заключаются договоры между булгарами и киевскими князьями.

Вот об этих событиях и говорит чешская монетка.

Совершенно очевидно, что тогда активизировались торговые связи с Русью и Европой. В то самое время, как связи со Средней Азией вполне могли ослабеть.

Однако уже совсем скоро в Великой Степи произошли перемены, которые и должны были определить жизнь Муромского городка на ближайшие полтора века. В середине XI века хозяевами её стали половцы. Кипчаки. Сама степь стала называться Дешт-и Кипчак.

Именно на этот период и приходится наибольший расцвет Муромского городка.

На долгие годы, всё определяется половецко-булгарским и русско-булгарским противостоянием.

Мы знаем, что Муромский городок был тогда очень мощной крепостью, а, следовательно, военная угроза для него была достаточно реальной.

Скорее всего, именно половцев он и опасался. Ну, а кто в наших краях был упорным врагом половцев? Князь Пургас. Тот самый, что повелевал мордвой и загадочной Русью Пургасовой.

Хотя, вполне возможно и то, что стоявший на своеобразном острове и хорошо укреплённый, Муромский городок вполне мог быть независимым, проводившим самостоятельную политику.

В общем, как-то само собой получается, что, когда пытаешься говорить про Муромский городок, который мы считаем булгарским, то почему-то постоянно говорим о половцах и турках, печенегах и буртасах, мордве и венграх, загадочных ясах русских летописей.

При всё при том, этот город никак не может претендовать на роль политического центра, принадлежащего любому из этих народов. Зато он равноудалён от всех них. Его нельзя однозначно отнести, ни к Правобережью, степному или лесостепному, хотя он и лежит на правом берегу Волги, ни к Заволжью, хотя он близко связан с ними через волжские переправы, ни даже к основной территории Волжской Булгарии – он для неё какой-то непонятный довесок. Экономически и политически его гораздо легче представить противостоящим лежащему совсем рядом на другом берегу Булгару.

Он скорее напоминает, описанный Аль-Гарнати космополитический Саксин, где пересекались культуры и народы.

Tags: Волжская Булгария, Кино
Subscribe

  • Шанс для пиарасов

    Известный автор исторических детективов Николай Свечин ищет город, в котором будут происходить события его очередного романа о сыщике Лыкове. Время…

  • Наши отличились

    Любим мы ругать молодежь. Я тоже не раз в частных беседах сетовал, что упал в нашем городе интерес к истории среди подрастающего поколения. Тем…

  • Гром в штанах по-сызрански

    В полусонном информационном пространстве Сызрани наконец то грянула настоящая буря. Новость, в кратчайший срок набравшая более 40 тысяч просмотров.…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments