krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

300 лет уже самоуправляемся

Грядущая реформа местного самоуправления на прошлой неделе обсуждалась довольно активно. Как водится, господствует мнение, что власти с этим самым самоуправлением хотят покончить.

Я же сразу вспомнил о временах минувших. Не первая это уже реформа самоуправления на Руси. И не вторая.

Так уж вышло, посчастливилось мне в своё время посидеть над документами местного сызранского магистрата, самого что ни на есть реформаторского времени.

Знаете, что меня тогда поразило больше всего?

Простодушные на вид, но хитрожопые внутри сызранские обыватели боролись против дарованных императорами прав с не меньшим упорством и усердием, чем их западные коллеги бились за их обретение.

Каждые три года, после ликвидации в Сызрани воеводского правления в 1780 году выборы местного органа власти магистрата превращалось в подлинное мучение. Ибо предвыборная кампания велась наоборот. Никто не хотел умирать избираться.

Самый верный способ попасть в бургомистры был не явиться на выборы. Так, например, угодил в бургомистры купец Степан Жирнов. Думаете обрадовался? Узнав о привалившем счастье, сразу же помчался в Симбирск к наместнику, с жалобой. Что он, как вышедший из хивинского плена, освобождён от общественных служб на 12 лет. Освободили. Однако, едва истёк срок, в 1799 году тут же и осчастливили высоким званием.

А ведь вроде и почёт и жалование 200 рублей в год – весьма неплохо по тем временам.

Беда была в том, что в руководство местного самоуправления тогда разрешалось выбирать только людей состоятельных. Чтобы они несли материальную ответственность за принятые решения, если что. Этого как раз никто и не хотел.

Это были не пустые слова. За неправое решение и проволочки по делу купца Седова на сызранских бургомистров сразу двух созывов был наложен Сенатом штраф по 1215 руб. на каждого. Имущество описывали, разоряли.

А всякую шантрапу, с удовольствием пытавшуюся пролезть к руководящим постам, и которую старательно пропихивали туда, подлинные воротилы местных дел, не пускали вышестоящие власти.

Как выдумаете в Сызрани восприняли Жалованную грамоту городам, выпущенную Екатериной II в 1785 году? По которой разрешалось иметь собственные думы, городского голову, а вся земля и городские сборы отдавались в исключительное владение горожан, с правом распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Когда в 1787 году в наши края направилась высокопоставленная сенатская комиссия, вдруг вспомнили, что в Сызрани дума до сих пор не создана. Перепуганный грядущим разносом губернатор перекусывал жопой ломы, ссал кипятком, слал в Сызрань по весенней распутице через разлившиеся реки гонцов с требованием немедленно думу собрать. Ему в ответ – списком нет, того нет, этого.

Поняв, что дело худо, сатрап подключил к делу полицию. Торжество демократии в Сызрани происходило чисто по-русски. Полицейские под конвоем собирали выборщиков, потом избранником, хочется надеяться не пинками, но под конвоем привели в думу.

И провели первое заседание.

Заседание провели, но, когда через несколько лет пришёл очередной запрос из Симбирска, выяснилось, что воз и ныне там, где его оставили полицейские. Списки не составлены, обывательская книга не ведётся.

А с каким упорством местное самоуправление боролось против открытия в городе народного училища? 12 лет билось не на жизнь, а на смерть, и добилось таки его закрытия.

С невиданным упорством магистрат и дума блокировало меры по усилению противопожарной безопасности, охране общественного порядка, благоустройству.

Всё это ложилось на плечи полиции во главе с городничим.

Самый главный вопрос – почему? Неужели действительно национальные особенности загадочного русского характера, не приемлющего никакого порядка в принципе? Это вопрос задавали и многие исследователи реформ русского самоуправления.

Ведь ещё в 1699 году Пётр I, насмотревшись на западные чудеса кинулся заводить и у нас тамошние порядки. В том числе и городские права и свободы. Да-да! Не смейтесь!

Воздух города делал человека свободным по петровским законам точно так же, как и в просвещённой Европе.

Лично сам видел дело семьи Шамбаровых. Крепостные, приехавшие в Сызрань, вскоре после основания крепости, они завели здесь красильное заведение, кое-какую торговлишку. А бывший помещик нашёл их и обложил оброком. При содействии местного воеводы. Терпигорцы в ратушу - защитите. Те – телегу в Сенат. И через некоторое время уже сам воевода вызвал помещика в канцелярию и зачитал тому грозную сенатскую реляцию, чтобы оставил бывшего крепостного в покое, а самих Шамбаровых записать городскими жителями.

Так что, вроде всё было, как у людей. И ратуша, и магистрат, и бургомистры. Свобода от крепостной зависимости. Собственный сословный суд, который сами же и избирали.

А вот никак не шло самоуправление у российского третьего сословия.

Многие исследователи считают, что всё потому, что власть хотела таким образом переложить решение своих собственных задач на подданных, что не вызывало у последних энтузиазма. Школы, мосты, почтовая служба, охрана общественного порядка. Почему-то местные сообщества пребывали в святом убеждении, что им это не нужно.

Самоуправление сводилось, просто к распределению обязанностей и выплат, а задачи спускались сверху.

Причём распределялись, как правило поровну. Принцип демократичный, но не всегда справедливый.

Как то так всё время выходило, что плодами демократии и выборности неизменно пользовалось сильное и зажиточное меньшинство. Которое и так не страдало от уличных разбоев, плохих мостов или отсутствия образования. Напротив, усиление полицейского государства, ударяло в первую очередь по их самовластному тёмному царству. Привычке володеть и княжить, как Бог на душу положит.

Хорошо это видно по Сызрани. Пока городничим (главой полиции) был местный помещик Дмитриев, вбиваший законность в головы горожан не столько с помощью тихого и разумного слова, больше кулаками своей вооружённой дворни – и вели себя пристойно. Именно он, кстати, формировал ту самую подконвойную думу.

Как только пришли слабосильные взяточники - и в бургомистры сразу пролезли какие-то шныри без капиталов, подконтрольные местным воротилам, и школу закрыли.

До кучи и сам город сгорел.

Собственно, как тогда жили в маленьких провинциальных городках хорошо рассказал Гоголь. В «Ревизоре».

А вот реформа Александра II дала уже совсем другой эффект. Читаешь документы предреволюционной поры – всё, как у нас. Предвыборная борьба, схватка кланов. К местному самоуправлению, в думы-управы, на пост головы уже рвутся.

Почему? Лучше спросить у профессиональных исследователей.

На мой взгляд, под местное самоуправление эта реформа уже подвела нормальную финансовую базу.

Теперь местные бюджеты формировались с помощью налога на недвижимость и составляли приличную сумму. Были и другие доходы от имущества. Теперь уже было, что красть и коррупционные скандалы сотрясали тогдашние цитадели местечковой демократии прямо как сейчас.

Но, появились возможности что-то делать. Водопровод, например. Или парки, уличное освещение. Всё это уже дело рук нового городского самоуправление, появившегося после 1870 года.

Возможно, главной причиной успеха Александровской реформы, как раз и было в том, что местное самоуправление уже не было простым проводником государственной политики на местах, а само формировало и решало местные задачи.

Под бдительным оком полицмейстера и прокурора.

Tags: А воз и ныне, История
Subscribe

  • Эхо Сызранского Детройта

    Самарский блогер Игорь Кондратьев опубликовал интервью с дочерью Юрия Качмазова. Человека, который каких-то 20 лет назад играл огромную роль в жизни…

  • Тринадцать лет спустя

    Сегодня 13 лет, как я завёл этот блог. Скучно было, хотелось попробовать чего-нибудь нового. Оказалось, что это целая эпоха в моей жизни. Много чего…

  • Степан Разин

    Оказывается вчера было 350 лет со дня смерти Степана Разина. Он был причастен к основанию Сызрани пожалуй не меньше, чем цари и воеводы. Ведь…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment