krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Суфийские шейхи

Всё-таки список суфийских шейхов, который приводит Худяков, вряд ли можно отнести ко временам Волжской Булгарии. Скорее всего, здесь просто наводит тень на плетень упоминание Бейраша, как ученика непосредственно Ахмеда Ясави, жившего в XII веке.
Речь идёт как-никак о накшбандийских шейхах. А этот тарикат возник в Средней Азии только во времена Тимура. Следовательно, вряд ли он попал на берега Волги ранее XV века.
Самым благоприятным временем проникновение этого суфийского ордена в Казанское ханство следует считать правление Махмуда, сына Улу-Мухаммеда. Именно в это время связи Казани со Средней Азией должны были стать особенно крепкими. В условиях военного противостояния с Большой Ордой.
В это же время и во главе самого ордена Накшбанди встала такая харизматичная и энергичная личность, как Ходжа Атрар, о могуществе которого ходили легенды.
Если брать эту хронологию, то получается куда более правдоподобная цепочка.


Сначала прибывает Бейраш сын Ибраша. Он поселяется в селе Адаеве близ Ишменева-Маскары, где и живёт до самой смерти. Его преемник Иш-Мухаммед сын Тугк-Мухаммед основал там школу, в которой преподавал 36 лет.
Интересно, что преемник Иш-Мухаммеда Идрис похоронен в селе Тирбердины Челны.
Что заставило его уехать с места обжитого его учителями, где уже имелась знаменитая школа? Может, ответ на это в том, что и последний шейх списка Ахунд Шаам тоже похоронен в этом селе?
Если мы принимаем хронологию шейхов именно по временам Казанского ханства, то можно с большой долей уверенности утверждать, что Шаам бежал из Казани после взятия её русскими в 1552 году. Ведь два его предшественника жили и похоронены в столице.
Тогда выходит, что и Идрис попал в Тирбердины Челны, скорее всего, бежав из Казани.

Тогда всё более или менее сходится. В середине XV века в Казанское ханство прибывает Бейраш. Скорее всего мюрид самого Ходжи Атрара. Основав школу в Адаеве орден в течении нескольких десятилетий обрёл множество сторонников, значительно расширил своё влияние и перебрался уже в Казань. Во времена смут и усиления московского влияния после 1487 года глава суфиев перебрался из Казани. И, видимо, надолго.
Предположительно, именно Идрис и был тем человеком, который сначала перешёл в Казань, а потом вынужден был снова из неё скрыться.
После 1505 года, когда влияние Москвы в Казани было эпизодическим, а то и вовсе отсутствовало, шейхи благодетельствовали в столице.

Кстати, подобная хронология шейхов вполне объясняет и другую загадку. Как Коран Османа, присланный в XIII веке султаном Бейбарсом золотоордынскому хану Берке, попал к Ходже Атрару.
Tags: Великолепный век, Волжская Булгария
Subscribe

  • Попробую новую площадку

    АТ принес новых читателей моей "Роковой женщине" и вдохновил меня разместить там и мой "Окровавленный лоскут". Который…

  • Уж не пародия ли он?

    Никак не мог понять, что мне напоминает стёб над электронным голосованием Путина. То начнут прикалываться, что сайт у него на компьютере…

  • Крёстный отец "Сокровища усадьбы Перси-Френч"

    "Маленькая Сызрань" вспомнила Владимира Семёновича Гольдмахера. Настало время раскрыть секрет. Именно он был тем самым старым краеведом,…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments