krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Тени Великой войны

В последнее время всё чаще спрашивают, о том участке старого кладбища, на котором, предположительно похоронены турецкие военнопленные. Есть какие новые данные? У меня нет. Есть ли у кого другого, не знаю. Прошлым летом приезжали турки во главе с вице-консулом, собирались искать дальше. Показывали списки умерших в русском плену. Там были и данные об умерших в госпиталях Самары.
Нашли они что? Не знаю.
В сызранском архиве вряд ли можно уже найти какую дополнительную информацию. Ключ от тайны загадочного участка на старом кладбище лежит в архивах Уфы, Москвы и Петербурга.
Что можно сказать определённого на сегодняшний день.

Есть огромный участок в мусульманской части кладбища. Он сформирован по всей видимости, в годы Первой мировой, потому что лежит прямо за единственной сохранившейся дореволюционной могилой.
Имеет все признаки карантинного захоронения: окопан глубоким рвом, на нём не было позднейших захоронений. В то время, как на остальном кладбище они есть везде.
Захоронение было массовым: могилы располагаются в ряд, очень плотно друг к другу.
Мой спутник отметил ещё одну особенность участка. По всему кладбищу за последние годы самосевом выросли деревья и кустарники. Здесь – ни кустика. Может захоронения чем-то сильно засыпали в целях обеззараживания.
В общем, там лежит около 1000 человек, погибших, по всей видимости, в эпидемию. Скорее всего, мусульман.
Вот и всё, что могут рассказать безымянные могильные холмики.

Документы кладбища не сохранились. Поэтому всё, что сейчас пытаемся о нём говорить, основывается на немногих сохранившихся намогильных надписей.

Время, в которое сформировался этот участок, Первая мировая и гражданская, было богато на могилы. Эпидемии, голод. Много беженцев умерло в Сызрани от тифа и холеры в том же 1915 году. В некоторые дни умирало по 10 человек. Однако их число всё равно было маловато для этого участка, да и по данным метрических книг их хоронили на специальном кладбище не берегу Волги.

Единственное упоминание о столь массовой гибели в нашем городе людей от эпидемии относится лишь к январю-февралю 1915 года, когда на станции в эшелонах погибали турецкие военнопленные, этапируемые с Кавказского фронта.
Исхаки писал о 1000 человек.

В метрических книгах сызранских церквей упомянуты 12 турецких военнопленных, похороненных на сызранском кладбище. Все они немусульмане, поэтому их погребением занимались православные священники.
Судя по этим записям, люди умерли в госпиталях, куда попали уже в бессознательном состоянии. Иначе чем объяснить, что они не сумели сообщить о себе ничего? Некоторые сообщили только имя. Что ещё мог рассказать какой-нибудь курд или араб, не знавший никакого языка, кроме родного?
Мусульман было, конечно, гораздо больше. Но, их хоронил местный мулла, а метрики мечети не сохранились. Нужно искать их в других архивах. Российская империя была довольно забюрократизированной страной – метрические книги велись в 3-х экземплярах.

Да и сами метрические книги, в данном случае, оказываются источником вторичным. Например, в метриках Самарской мечети более 700 турецких пленных внесены задним числом. Полгода спустя, списком, который военное ведомство переслало в духовное управление мусульман.
Возможно, не все, внесённые туда пленные умерли именно в Самаре, просто метрическая книга тамошней мечети велась на русском языке. В других, обычно, применялась арабская графика.

Куда могли проследовать те сотни мёртвых тел, о которых писал Исхаки, обнаруженные в вагонах с пленными? Конечно, не в больницы.
Тем более, что сызранское кладбище располагается вплотную к железной дороге и рядом с ней стояла воинская часть.
Живые пошли в больницы, в пункт дезинфекции, дальше на Самару. Умершие - на кладбище.

Это всего лишь версия. На сегодняшний день, самая правдоподобная. Документально и неоспоримо подтверждено лишь захоронение здесь 12 турецких аскеров немусульманского вероисповедания.


В преддверии 100-летия Первой Мировой войны предвижу вопрос, где лежат российские её участники? Скорее всего, на бывшем Всехсвятском кладбище, так печально недавно прославившееся. Оно тогда ещё функционировало.
На старое кладбище попадали тогда люди неправославных конфессий. Это вовсе не значит, что там лежат одни военнопленные.
В Сызрани было немало старообрядцев, которые имели свои участки, да и мусульмане, с иудеями тоже воевали.
Я не зря писал, что Первая мировая в Сызрани спит именно на старом кладбище.
Tags: Старое кладбище, Турецкие военнопленные
Subscribe

  • Жить становится лучше, жить становится веселее

    Мишустин назначил вице-премьеров кураторами федеральных округов. Новость довольно печальная, хоть и ожидаемая. Ежу понятно, что продиктована она тем,…

  • Эхо Сызранского Детройта

    Самарский блогер Игорь Кондратьев опубликовал интервью с дочерью Юрия Качмазова. Человека, который каких-то 20 лет назад играл огромную роль в жизни…

  • Забытые пенаты

    Грустная новость навеяла воспоминания. Да ещё в ту самую пору, когда в местной администрации идёт душевный разговор за туризм. Эти две темы…

promo krumza октябрь 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment