krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

К 140-летию Куйбышевской железной дороги

Завтра Куйбышевской железной дороге исполняется 140 лет. Именно в этот день 12 октября 1874 года по старому стилю первый поезд прибыл на станцию Сызрань. Пенза празднует уже сегодня. Можно без всякого преувеличения и натяжкт сказать, что в этот день для Сызрани началась новая эпоха. Захолустный провинциальный городишко оказался на важнейшей транспортной артерии не только России, но и Евразии, определившей будущее развитие целых регионов.

О роли железной дороги в жизни нашего города и региона можно писать долго. Я же хочу напомнить о том, что ничего не решалось само собой.

Это была эпоха большой игры, когда решались судьбы городов и губерний. От того, где ляжет стальной путь зависело кому расцветать и развиваться, а кому оставаться на обочине. Наши ближайшие соседи Вольск, Хвалынск, Саранск, да чего уж говорить - губернский Симбирск тогда проиграли. А Сызрань рванула вперёд и надолго обеспечила себе лидирующую роль в регионе.

О маленьком эпизоде этой большой игры я и хочу рассказать.

Разрешение на строительство Моршанско-Сызранской железной дороги было выдано в мае 1872 года. Тогда же началось и строительство. А вот заявка была подана аккурат за четыре года до этого, в мае 1868 года. Что же происходило всё это время? Шла война перьев. Та самая Большая игра, которой и предстояло решить судьбу региона.

Едва была подана заявка и появились первые публикации, посвящённые новой дороге, как в Петербурге уже в январе 1869 года появилась брошюра под названием "О проведении железной дороги от Сызрани чрез Алатырь к Нижнему Новгороду".

жел-дорога

Думаю, уже по названию "от Сызрани" понятно, что писал её сызранец. Тем более, что до Нижнего, бывшего тогда карманом России железная дорога уже добралась, а где лежит мегаполис Сызрань за пределами Поволжья тогда мало кто и знал.

Но, Алексея Ивановича Леднёва, уполномоченного сызранского общества, как он себя именовал, это мало смущало.

Профессиональный хлеботорговец выступил против западного направления железной дороги, предлагая северный.

Не буду вдаваться в подробности этого экономического спора, изобилующего цифрами и экономическими выкладками

Лично у меня вообще сложилось впечатление, что Леднёв просто хотел зарубить таким образом саму Моршанско-Сызранскую дорогу.

CIMG2475
          За то какому из этих пунктиров суждено стать сплошной линией шла борьба 4 года
Ведь в то же самое время решался вопрос о строительстве железной дороги из Тамбовщины на Саратов. Через южные районы Пензенской губернии. И было очевидно, что сызранское направление будет оттягивать часть грузов. А это било по интересам саратовского купечества с которым тесно был связан Леднёв.

Хотя, это лишь мои предположения. Возможно, будущим сызранским головой двигали другие мотивы.

В брошюре Леднёва происходившего из старообрядческой семьи (его родным братом был знаменитый проповедник Павел Прусский) хорошо чувствуется полемическая закалка.

Алексей Иванович безукоризненно выискивает не только экономические огрехи в работе соперников, он блестяще использует любые промахи. Например, иронизирует над тем, что его оппонент Романов в доказательство обилия хлеба в Пензенской губернии приводит в изображение хлебных снопов на гербе.

Букально через несколько месяцев в той же самой типографии вышла другая брошюра, посвящённая всё той же Нижегородско-Сызранской железной дороге.

CIMG2471
Её автором был другой мастер пера бывший чиновник Павел Мельников. Он же будущий писатель Андрей Мельников-Печерский.

Будущий историк и бытописатель раскола обрушился на Моршанско-Сызранский проект уже по заказу Нижегородского земства, прямо обвиняя в противодействии железнодорожного строительства параллельно Волге рыбинских хлеботорговцев.

Нижегородцев можно понять.

Новые магистрали из центра России в сторону Азии оставляли на обочине сам "карман России" с его знаменитой ярмарке и грозил её упадку.

Забегая вперёд заметив - так оно потом и вышло.

Эти две небольшие брошюры лишь маленькая видимая часть той битвы, которая бушевала в высоких кабинетах целых четыре года. Пока не разрешилась в пользу Моршанско-Сызранского направления.

Саратовским и Нижегородским купцам в этой битве противостояли дворяне, имеющие связи на самых верхах. Председателем акционерного общества был тамбовский предвидитель дворянства Башмаков, потомок самого Суворова. Поговаривают, что приложил руку и один из великих князей.

Справедливости ради нужно сказать, что эти люди руководствовались не столько экономическими выгодами, но думали и о стратегических политических перспективах.

Время показало их правоту. Вскоре началось строительство железной дороги от Самары на Оренбург, а затем моста через Волгу, роль которого современники сравнивали с Суэцким каналом.

Сызрань надолго станет богатейшим городом губернии, переплюнув губернский центр. Экономические и деловые связи нашего города переориентируются на более транспортно доступную Самару. Что, в конечном итоге приведёт к переходу Сызрани под областное подчинение Самары, ставшей к тому времени Куйбышевым.

Сам Алексей Иванович Леднёв не увидит паровоза в Сызрани. Он успеет стать городским головой, запланирует множество дел: освещение, гиманзию, реальное училище, водопровод. Успеет увидеть освящение Казанского собора в строительстве которого принимал деятельное участие. По иронии судьбы, вместе со своим соперником Башмаковым.

Он умрёт в феврале 1873 года в Саратове.

Возможно, именно во время всей этой борьбы против Моршанско-Сызранской дороги Леднёв познакомился с Мельниковым-Печерским. Во всяком случае в эпопее "В лесах" и "На горах" можно легко увидеть персонажей сильно напоминающих сызранцев. Смолокуров похож на Пережогина, в чертах раскольничьего проповедника Чубарова видны черты брата Леднёва Павла Прусского. А купец-хлеботорговец Доронин уж не с самого ли Алексея Ивановича списан?

Tags: Даты, История
Subscribe

  • Сызрань космооперическая

    Оказывается в этом году странное мероприятие с интригующим названием библионочь будет посвящена теме "Книга - путь к звёздам". Это же прямо…

  • Воспоминания Муси Воейковой

    Вероника Петровна Жобер, правнучка сызранского уездного предводителя дворянства Дмитрия Ивановича Воейкова опубликовала воспоминания своей двоюродной…

  • Ну, вылитая я в молодости

    Прочитал, что на нашего нового министра культуры Татьяну Мрдуляш в Сызранском музее больше всего произвели впечатление предметы из средневековых…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments