krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Не примирить минувшее с грядущим

С лёгкой руки Михаила Веллера, опубликовавшего свою книгу "Наш князь и хан", вновь обострился интерес к истории XIV века. Правда всё, что я нашёл в Интернете сводиться больше к обсуждению самого автора. Как это у нас издавна повелось. Что не умаляет интересности самого вопроса.

Вот только истины в этом споре (не кто такой Веллер, а как оно там было в этом самом XIV веке) найти в ближайшее время вряд ли удастся. Ибо источники всё те же и трактовать их можно до бесконечности, как душе угодно.

А исследование новых источников, как то документы итальянских архивов, огромного нумизматического материала Золотой Орды и многого другого ещё только начато. Как говориться: Улита едет - когда-то будет.

Тем более, что слишком много тех, кому эти исследования только помеха - они и так всё уже знают. Раз и навсегда. Ибо - идеология. Стержень. Вытащи его и одни скрепы останутся.

Самое грустное, что ведь вся эта система воззрений на эпоху Куликовской битвы формировалась веками. Почему вдруг затрещало вековое здание?

Всё очень просто - начали перестраивать. Любому, кто видел дальше своего носа, было видно уже тогда, что зданию это на пользу не пойдёт. На мой дилетантский взгляд начало всему положила канонизация четверть века назад князя Дмитрия Донского.

Зачем? Князь и так был не обделён славой, посмертным почитанием. Прекрасно вписывался в когорту национальных героев. Тем, кто слишком внимательно вчитывался в текст "Сказания о Мамаевом побоище" ещё во времена торжества православия, самодержавия и народности указали не умничать. А не самое душеспасительное стремление подчинить церковь светской власти оставили для узкого круга буквоедов-историков. Тем более что в те времена командовать церковью мирская власть считала уже своей прямой обязанностью.

Кроме того, канонизация деятелей той эпохи уже прошла. Причём давно. И наша церковь уже давно и прочно определила, кто есть ху.

Думаю никого не удивлю, если напомню, что весь тогдашний круг святых так и именуется условно "круг Сергия Радонежского". Великий старец стал символом эпохи ещё при жизни. Им же и остаётся на протяжении шести веков.

Думаю не спроста.

Ибо судя по всему был он тем, что ныне принято называть неформальным лидером. Непререкаемым авторитетом. Что, согласитесь нужно заслужить. Особенно во времена, когда с массовыми коммуникациями был напряг. Ни телевизоров тебе, ни газет.

И ещё. Неофициальные авторитеты появляются тогда, когда напряг с официальными.

Кстати, чего далеко ходить. Практически в то же время на другом конце Европы появился другой неформальный авторитет столь же фантастического масштаба - легендарная Жанна ДАрк.

В общем всё было нормально. Суд потомков всё поделил, не знаю по справедливости ли, но поровну. Одним нимб, другим воинскую славу. Место на памятнике "Тысячелетие России" и страницах учебников.

Сейчас многие ругают Веллера. Наймит де. И русофоб. Либерал короче.

Но, хочу напомнить что тогда же, четверть века назад, когда только-только канонизировали князя, вышел роман "Святая Русь" Дмитрия Балашова, которого думаю, в либерализме и русофобстве никто не обвинит. Как раз об этой самой эпохе Куликовской битвы. Многие тогда обвиняли автора почти в том, в чём сейчас обвиняют Веллера. В очернении образа Дмитрия Донского. Хотя Балашов на мой взгляд написал вполне традиционный панегрик. Ну, чуть-чуть полутени навёл.

А какие могут быть полутени у святого? У него может быть только житие. Освящённое. Ну, а кто против... Уже понятно.

А теперь скажите, будет нормальный учёный, у которого все дома браться за эту тему?

Тем более, что тема действительно нешуточная. Её роль в нашей идеологии, самосознании и истории переоценить трудно.

Источников, кот наплакал. Толковать их можно и так и эдак.

Именно в тот момент пика своего достигли разборки в Орде, от которой вообще никаких архивов не осталось. И между Генуей и Венецией, которые контролировали всю ордынскую внешнюю торговлю. Да заодно византийские дела, к которым относились и русские церковные разборки. Да и дела литовские на то время вполне были даже делами российскими. Кто сомневается, пусть посмотрит на тот же самый памятник "Тысячелетие России", где рядом с тем же Дмитрием Донским можно увидеть и того же Ольгерда.

Прибавьте к этому многочисленные поздние помарки, приписки, умолчания и натягивания в угоду очередной сиюминутной надобности.

Кому-то нужно было непременное противостояния ислама и православия. Кому-то модное евразийство, кому-то националистическое иго. И все эти идеи живут и здравствуют по сей день. А их последователи с готовностью набросятся на любого, кто подвергнет сомнению их концепцию.

Истина в таких случаях никого не интересует.

Tags: Золотая Орда, История
Subscribe

  • Василию Григорьевичу Янину - 70 лет

    Аркадий Гайдар сказал: "Обыкновенная биография в необыкновенное время". Пожалуй к Янину не подходит. Хотя ему и пришлось жить и действовать…

  • Старые песни о главном

    Вот Байден снова запел старую песню про бензоколонку с ракетами. Что всё у нас держится на нефти и ядерном оружии. Случайно или нет, но это совпало…

  • Вдогонку былым слухам

    Коль уж зашёл разговор про слухи, да отставки, вспомнил я события четырёхлетней давности. Отставку Меркушкина. Много тогда народа умничало и надувало…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment