krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Первый диссидент

Писал о первом сызранском орденоносце, первом учителе, первом студенте. И вот печальные мысли о разгроме самарской блогосферы и наезде на свободу слова навеяли: а кто был первым сызранским правозащитником? Реалии таковы, что инакомыслие в те далёкие времена лежало прежде всего в сфере религиозной. Потому и первым, кто вступил в борьбу с властями, опираясь на законы, самой же властью изданные был старообрядец. Звали его Василий Макарович Ладваннов. Поскольку борьба его велась в основном в сфере духовной, все её детали так и остались в архивах духовного ведомства.

В журнале сызранского магистрата осталась лишь запись о том, что мещанин Ладваннов испросил паспорт для проезда в Казань. В качестве цели поездки были указаны вопросы к казанскому архиепископу по поводу сомнений в православной вере. Ни больше ни меньше.

А спустя некоторое время в магистрат пришло письмо из Казанской духовной консистории от самого архиепископа с уведомлением, что Василия Ладваннова от епитимьи за небытие у исповеди и причастия освободили. Кроме того прилагалась просьба самого архиепископа, чтобы Ладваннову местные власти за его деятельность никаких обид не чинили. А если есть какие претензии, передавать их в Симбирск.

А уже в 1794 году Ладваннов просит паспорт уже для проезда в Петербург. Где он обращается уже к самому всесильному канцлеру империи Российской Безбородко. С просьбой отменить для старообрядцев штраф за нехождение на исповедь.

Дело дошло до самой императрицы и просьба сызранцев была удовлетворена. Вышел особый рескрипт, переданный в Сызрань через генерал-губернатора Игельстрома.

Вот собственно и всё, что мне известно о правозащитной деятельности Василия Ладваннова.

Знаю ещё, что был он женат на Аксинье Дмитриевне, дочери пахотного солдата Мыльникова. Торговал мясом и был даже в 1783 году избран старостою мясного ряда. Жил в Казанском приходе по соседству с поручиком Михаилом Кротким.

В бумагах магистрата сохранился донос, что в этом доме тайно совершаются раскольничьи богослужения. А в 1799 году дом и имущество Ладваннова были выставлены на торги.

Что касается конфессиальной принадлежности Василия Макаровича, то, скорее всего, принадлежал он к беглопоповцам, которые полвека спустя переоформились в "австрийцев". В качестве его попутчика в одной из поездок указан выходец с Керженца.

Tags: Сызранские тени
Subscribe

  • Шанс для пиарасов

    Известный автор исторических детективов Николай Свечин ищет город, в котором будут происходить события его очередного романа о сыщике Лыкове. Время…

  • Воспоминания Муси Воейковой

    Вероника Петровна Жобер, правнучка сызранского уездного предводителя дворянства Дмитрия Ивановича Воейкова опубликовала воспоминания своей двоюродной…

  • С Днём историка!

    Есть, оказывается, и такой праздник!

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments