krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

По следу запечатленного ангела

То, что прототип моих с детства любимейших произведений "Очарованный странник" и "Запечатленный ангел" оказывается наш земляк, зацепило меня не на шутку. Вот только узнать удалось совсем немного. Отец его жил в Самаре, по социальному положению был крестьянином и звали его то ли Севастьян, то ли Северьян. Где родился сам иконописец, а самое главное, где он обучался ремеслу, неизвестно. Известно лишь, что по молодости он много странствовал.
Давайте попробуем поспрашивать то, что написано на этом клейме.

"Никита сын Севастьяна Рачейскаго Самарской губернии"


То, что Рачейский произошло от названия села Рачейка, думаю, совершенно очевидно. Так же, как и то, что фамилию эту носил уже отец изографа.
Понятно, что прозвище по населённому пункту имеет смысл только за пределами этого самого населённого пункта. Именовать человека Рачейским в Рачейке, то же самое, что писать большими буквами "Сызрань" на склоне сызранского кремлёвского холма. В XIX веке таких дураков не было.
Имеем выходца из села Рачейка. Старообрядца-беспоповца. Именно к этому толку принадлежал знаменитый изограф.
Полез в составленное в 1900 году Н.Бажановым «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии". Там довольно тщательно указывалось количество старообрядцев в том или ином селе. Так вот в Старой Рачейке шиш. В соседних сёлах и деревнях, хоть по чуть-чуть, а в Старой Рачейке, как вымели.
Оказалось были у этого свои причины. Старая Рачейка (в ту пору просто Рачейка, Старой она станет после выселения в конце XVIII века части жителей в места к югу от Сызрани, где появится Новая Рачейка) входила в сызранскую вотчину Новодевичьего монастыря, где кроме неё было ещё село Костычи. Место очень бойкое. Прямо возле переправы через Волгу, где начиналась дорога на Яик.
Переправа эта постоянно попадала в правительственные документы ибо именно на неё приходилась значительная часть потока беглых, уходивших в Заволжье. Большинство которых составляли старообрядцы. Само село Костычи занимало очень важное место в этом старообрядческом тайном транзите. Отчего количество староверов там всегда было велико. Перебирались туда и рачейские. О чём свидетельствует и поныне фамилия Рачейсков в поглотившем Костычи городе Октябрьске.
А в 1764 году монастырские имения были переданы удельному ведомству.
Которому, помимо всего прочего, принадлежали обширные владения в сызранском Заволжье. Туда и устремилась основная масса старообрядцев из бывших монастырских вотчин Правобережья.
Считается, что село Новые Костычи основали вообще в основном выходцы из Старой Рачейки. Подтверждается это и наличием в тех краях и поныне всё той же фамилии Рачейсков.
После образования Самарской губернии село Новые Костычи, оно же Обшаровка было включено в состав Самарской губернии. В то время там существовала мощная община старообрядцев-федосеевцев, имевших тесные связи с московским Преображенским кладбищем, куда на обучение отправлялись многие жители села.
Это не просто домыслы. Об этом писал в 1870 году в "Самарских епархиальных ведомостях" священник Василий Архангельский.

Так что от моего предположения, что Никита Рачейсков был уроженцем села Старая Рачейка не осталось камня на камне. Скорее всего он бы уроженцем Левобережья уже во втором, а то и в третьем поколении.

Кстати, священник Архангельский в своей статье сообщает ещё кое-что интересное, что может иметь отношение к судьбе нашего иконописца.
Дело в том, что в 30-х годах XIX века в селе Новые Костычи появились старообрядцы поповского толка. И к 50-м годам большинство местных беспоповцев уже перешли в поповщину. Скорее всего это было связано с ликвидацией по соседству знаменитых Иргизских монастырей. Многие из тех, кто жил в них и при них вполне могли перебраться в Новые Костычи.
Севастьян Рачейский, как мы помним, был беспоповцем. Может именно поэтому он перебрался в Самару?
Так что если бы мне пришлось делать ставки в пари о месте рождения Никиты Рачейскова, то я бы с вероятностью в 95% поставил бы на Новые Костычи. 5% остаётся на мелнькие деревеньки по соседству.

А вот с вопросом о том, где будущий изограф учился всё гораздо интереснее. Здесь нам Сызрани и её столь прославившейся в последнее время иконописной школы никак не миновать.



 
Tags: Рачейсков
Subscribe

  • Воспоминания Павла Прусского

    Добрался наконец до сочинений Павла Прусского. Точнее до его сызранских воспоминаний. Есть немало интересного. Но меня, в последнее время сильно…

  • Ещё о сызранской иконе

    Про меня любимого вспомнили. Но самое главное, Кириков приводит данные о связи сызранских иконописцев с Павлом Прусским. Эх, потянуть бы ниточку!…

  • Круг замкнулся

    История эта, если помните, началась с повестей Лескова "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник". К Лескову она и…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments