krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Сразу станет всё намного проще

Довольно интересная беседа в передаче arkhangelsky умных и, вне всякого сомнения, компетентных людей про то, как нынешняя российская литература дошла до жизни такой. И чем всё это кончится.
Разговорам подобным несть числа, только дела в российском книгоиздании идут всё хуже и хуже. Хотя радует системность данного процесса. Он двухсторонний.
С одной стороны у издателей никто не хочет покупать. С другой стороны читателям нечего почитать. Если не считать переводы, конечно.
Очень захотелось в эту кантату профи вставить свой негромкий голос читателя. Подчёркиваю: не читателей, а сугубо субъективное мнение одного единственного не самого причём активного читателя.

Дело в том, что я с участниками беседы согласен. Вот только они остановились на самом интересном месте. С трудом оторвавшись от Нобелевской премии в руках рок-музыканта, они всё-таки сошлись на мысли, что читательские предпочтения неуклонно устремляются в сторону нон-фикшн. Российский читатель всё меньше и меньше хочет "над вымыслом слезами обливаться". Вот только о чём это говорит?
Хочу обратить внимание, что читатель тянется не к абы какой реальности. Он весьма традиционно и постоянно тянется в царство Клио. К истории.
"Зимняя дорога" - чистый нон-фикшн. "Лавр", "Крепость", думаю, во многом снискали внимание потому что их авторы профессиональные историки.
А вот шум по поводу очередного пришествия с историческим романом Алексея Иванова, что-то поутих. Скорее всего по причине того, что наелся уже народ магического реализма.

Популярность исторического жанра в литературе вечна. Не зря у нас словом история обозначается и наука о прошлом и рассказ о чём-нибудь. Вот эти два понятия и перемешались.
На популярности жанра десятилетиями паслись все кому не лень, в результате чего само понятие история полностью девальвировалось. Уже не только в литературе, но и в общественном сознании.
Что, кстати, и привело к появлению всех этих "новых историй".

Но вернёмся к нашим баранам. То есть писателям. Десятилетиями они единым фронтом с издателями, критиками и прочей окололитературной средой отстаивали своё священное право не учить матчасть. Наконец добились своего. Читатель им полностью и безоговорочно поверил.  И перестал покупать произведения, жанром которых указано "исторический".
Главной характеристикой стал "художественный".

Что это означает? В историческом произведении всегда (всегда!) и никто не убедит меня в обратном,  главный герой - история. Он вездесущ, часто незаметен, но без него произведение перестаёт быть историческим.
Если обратиться к уже набившему оскомину выражению про гвоздь и картину, то наша "историческая" литература попыталась использовать нарисованный гвоздь. Что превратило жанр в обычную разновидность фэнтези.

Недавно я внимательно наблюдал за одним конкурсом исторического детектива. Так вот туда, как мухи на мёд слетелись авторы именно фэнтези. А что? Заменил Элронда на Батыя, Эредур на Москву и вперёд. Авторам любовных романов ещё проще. Заменил "Мерседес" на экипаж -  вот и история.

Отделять мух от котлет должны были редактора. Так там та же беда. Матчасть, будь она неладна.
С фэнтези всё проще. Тут можно говорить об образах, композициях, кульминациях. Ни о чём, короче говоря. С любовной прозой того проще - новизной конструкции здесь никого не удивить. Давно замечено - самая прекрасная дама не даст больше, чем у неё есть.

Что удивительного в том, что история ушла из художественной литературы в нон-фикшн?

И жанр здесь не при чём. Здесь я спорю с собственным кумиром Леонидом Юзефовичем, который не так давно высказал свой разочарование художественной исторической прозой. И вроде как доказал свою мысль блистательной "Зимней дорогой".
Но, положа руку на сердце.
Если сейчас признанный мэтр исторического детектива решит тряхнуть стариной и выдаст на гора новое произведение в этом жанре... Есть сомневающиеся в успехе?


 
Tags: Книги, О пользе чтения книг
Subscribe

  • Понравилось

    Судя по всему гениальная идея создавать финансовые прослойки между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, работающие по системе…

  • Навеяло. Из истории

    Вспомнилось, пока читал новости. Про главного врага. "Однажды объявил Дракула по всей земле своей: пусть придут к нему все, кто стар, или…

  • Процесс пошёл

    Лет девять назад я невольно вступил в заочный спор с Меркушкиным, написав, что он сильно ошибается, утверждая, что, приехав в Самарскую область, он…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments