krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Сызранский характер

Когда меня неожиданно спросили есть ли какой особенный сызранский характер, некая черта, которая отличает нас от других, то мне на ум сразу пришло жлобство. Вся округа от Пензы до Уфы давно и привычно именует нас помидорниками, вкладывая в это слово не столько овощной, сколько мелкобуржуазный смысл. Эдакая местная разновидность куркулей.
Однако быстро сообразил, что это лишь одна из сторон, если хотите, ипостасей более широкого явления.
Собственно как ещё могли воспринимать нас ближайшие соседи, видевшие сызранцев в основном на своих рынках, где привычно покупали у них знаменитую "помидору". Даже само это "помидора" давно стало неким элементом лёгкого эпатажа, вроде как нарочито подчёркивающим малограмотность и бескультурие. Эдакое "мы университетов не кончали".
Как и всякая показуха - это скорее "на вынос", для других. А что сами по себе?

Оказалось, что до появления благословенного овоща, сызранцы тоже не терялись среди жителей поволжских городов. В знаменитой бурлацкой песне, дававшей характеристики всем населённым пунктам по берегам матушки-Волги, Сызрань описана уклончиво: "Там сызранские солдаты". Остаётся только догадываться, что речные бродяги вкладывали в эти слова.
А вот знаток фольклора и народного быта Мельников-Печерский на страницах своей бессмертной эпопеи "В лесах" и "На горах" неоднократно даёт сызранцам вполне определённые характеристики. Даже поговорку приводит, де сызранцы - ухорезы.

Словарь Даля говорит, что ухорез - это отчаянный человек, смельчак и удалец. В том же духе описывал Мельников-Печерский и всех наших земляков. Один Корней Прожжённый чего стоит.
Есть что-нибудь общее между всеми этими удальцами и нынешними помидорниками?
Конечно есть. Это индивидуализм.
Неистребимое и всепобеждающее желание уклониться от магистрального пути, навязанного сверху, сбоку, сзади, откуда угодно и торить свою тропинку. Пить, пусть из маленького, но из своего стаканчика.

Разве вся история Сызрани и биография самых знаменитых сызранцев не подтверждение этому? Даже если брать людей, воспитывавшихся вроде в стороне от народной стихии: помещиков Дмитриевых, евреев Островского и Зона?
Иван Дмитриев вообще всю жизнь слыл большим оригиналом. Только и читаешь в воспоминаниях "пришлось всем говорить по-французски, потому что Дмитриев его не знал", со службы всю жизнь рвался в отставку, убегая с должностей, на которые другие всеми силами стремились. Племянник его Михаил прославился на прокурорском поприще неуемным правдолюбием и так и был отправлен в отставку, а в литературе ему долго не могли найти место потому, что он одинаково ругал и западников и славянофилов. Его внук Сергей, до революции богатейший помещик, благополучно пережил репрессии 30-х и умер лауреатом Сталинской премии.
Возьмите Аркадия Островского. Друзья насмешливо называли его "лабухом" из-за пристрастия к песенному жанру, а он выбился в самую музыкальную элиту, для 50-летия ему предоставили самый престижный зал в СССР и если бы не ранняя смерть, кто знает куда бы его ещё занесло. Он умер на самом взлёте.
Знаменитый старообрядческий деятель Павел Прусский. Какие крутые развороты по жизни! Против него собирали целый собор.
Но это отдельные личности. По ним судить о массе трудно.

Давайте возьмём пример из истории. Белочешский мятеж. При советской власти не любили заострять внимание на том, как он проходил в Сызрани. В то время, когда по всему Транссибу местные слабосильные гарнизоны огребали по полной, стараясь разгромить чехословаков, у которых была одна единственная цель - поскорее унести ноги отсюда, сызранский совет принял резолюцию, пропустить взбунтовавшихся братушек от греха подальше. И те благополучно убрались. Кто знает как сложилась бы история России, поступи власти Самары столь же благоразумно?

В судьбе Сызрани с самого её основания боролись два противоположные начала. Основанная прежде всего lkz противоборства с бунтовщиками она стала заселяться беглыми, бывшими разинцами, амнистия которым вышла вскоре после основания города, раскольниками, гонения на которых начались в это же время. До властей всякого уровня отсюда было далеко, а почти сто лет Сызрань была пограничным городом. За Волгой лежало Калмыкское ханство, с переправы в Батраках начинался путь в земли вольных Яицких казаков. Это был самый настоящий фронтир, так красочно описанный в американских вестернах. Отсюда и индивидуализм, расцветающий пышным цветом не только в прериях.

Даже городская святыня, присланная самими царями комнатная икона, которая была при войске разгромившем разинцев, так и не удержала это звание. Уже полвека спустя её место занял местный чудотворный образ, найденный пастухами на берегу Волги. И сам первых храм, заложенный по царскому велению сгорел и уже через сто лет о нём почти никто не помнил.
Не получилось по царской воле. Получилось по своему.
Вот этот старинный разинский дух, дух раскольников, веками противостоявших царству самого Антихриста, дух пограничья, фронтира, переселенцев и пионеров, искателей воли и сформировал этот самый сызранский характер.
Основной чертой которого на мой взгляд, является неукротимое желание быть самим по себе.
Это и выражается в самых разных формах. У одних в нарушении закона, у других в уходе в собственный огород, где он вполне кстати по-монашески, но в духе знаменитой веберовской протестантской этики, строит свой отдельный рай на земле.

Если следовать гумилёвской теории пассионарности, то Сызрань сейчас находится в стадии спада. Не столько по причине её естественного уменьшения, а скорее по причине того, что эта вековая энергия сейчас расходуется на вынос. Лучшие её носители сейчас уезжают, не находя применения у себя на родине.
Tags: Земляки, Сызранские тени
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сам по себе мальчик

    Два раза перечитал свой недавний пост о Ростехе. Хоть убей, так и не нашёл, где я там сказал, что Азаров их ставленник. Откуда некоторые это взяли…

  • Суметь увидеть

    Эта статья проиллюстрирована фото с подписью про то, что очарование в Сызрани есть, но оно довольно скромное. Предлагаю свой вариант подписи.…

  • Василию Григорьевичу Янину - 70 лет

    Аркадий Гайдар сказал: "Обыкновенная биография в необыкновенное время". Пожалуй к Янину не подходит. Хотя ему и пришлось жить и действовать…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • Сам по себе мальчик

    Два раза перечитал свой недавний пост о Ростехе. Хоть убей, так и не нашёл, где я там сказал, что Азаров их ставленник. Откуда некоторые это взяли…

  • Суметь увидеть

    Эта статья проиллюстрирована фото с подписью про то, что очарование в Сызрани есть, но оно довольно скромное. Предлагаю свой вариант подписи.…

  • Василию Григорьевичу Янину - 70 лет

    Аркадий Гайдар сказал: "Обыкновенная биография в необыкновенное время". Пожалуй к Янину не подходит. Хотя ему и пришлось жить и действовать…