krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Несостоявшийся ужастик

Завтра по православному календарю память святого Евпла. Не знаю почему, но наши предки считали, что в ночь на него появляются всевозможные привидения. Особенно на болотах и могилах. А ещё скачет страшный белый конь, ищущий своего седока.
Удивительным образом эта история способствовала одному из моих первых литературных опытов, лет эдак с 25 тому назад.
В этот самый день я сидел в кабинете журналиста Александра Молчанова, отвечавшего, помимо всего прочего в городской газете за краеведение.
 На носу был День города и Александру нужно было писать дежурный спич об истории.
Тут и зашёл разговор о том, что краеведение у нас  - скука смертная. Что нужно по другому, с огоньком. На том бы всё и закончилось, но Александр по совместительству редактировал газету местного благочиния с громким названием "Православная Сызрань".
Я и поддень его: ты де мастер ругать редакторов за консерватизм и застой, а сам? В конфессиональной газете тебе никто руки не вяжет, сам себе хозяин, а где задор и огонёк, понимаешь? Вот нынешняя ночь на святого Епла будет полна ужасов и привидений. Ну и про белого коня помянул.
Сашу заело. "И как я по твоему буду в православной газете про привидения писать? Скажут язычество." Тут я ему и припомнил историю, случившуюся в здешнем Сретенском монастыре.

Обитель закрыли поле победы исторического материализма, открыли в ней детский дом. Даже создали первый в Сызрани пионерский отряд. Вот о делах наших первых юных ленинцев и рассказывал некогда Саше бывший директор этого детского дома.

Дело в том, что на территории монастыря остался пустующая церковь. Служб там не проводили, но и дверь не запирали, потому бывшие прихожанки туда изредка захаживали. Рассказчик заметил, что они всё время били земные поклоны в одном и том же углу. Оказалось, что на это обратили внимание и его юные подопечные, призванные во всём быть первыми.
Своё высокое звание они оправдали тем, что успели обследовать это место и обнаружили там ... потайной вход в подвал. А там! Дальше шли сплошные страшилки про чёрный гроб, чёрную женщину и тому подобное.
Директор, прихватив с собой завхоза, решил проверить правдивость всего этого мракобесия. И действительно обнаружил в полу кольцо замаскированного люка. Дальше всё было точно как рассказывали юные разведчики.
Под люком ему открылась лестница, уходящая в подвал, а там гроб с мёртвой женщиной в чёрном. Вызвали милицию, прибыл судмедэксперт. Женщина оказалась первой игуменьей монастыря, умершей полвека тому назад. А её удивительная сохранность объяснялась искусным бальзамированием.
По поводу чего судмедэкспертом и был составлен соответствующий акт.
Но кто же у нас верит официальным версиям! Тем более в таких случаях.

Сразу вспомнили, что эту самую игуменью в своё время хотели канонизировать. Даже житие уже написали. Оно было благополучно обнаружено в местном архиве. Тогда это дело почему-то зависло, а вот теперь полвека спустя, тело обнаружено нетленным.
До антицерковных процессов оставалось совсем чуть-чуть, но они тем не менее ещё не наступили. А делать со всем этим что-то нужно было уже сейчас.
Горячие головы предлагали ударить по религиозному дурману атеизмом и выбить клин клином, выставив новоявленные мощи в местном краеведческом музее. Директор очага культуры сразу сообразил, что его назначают крайним и стал изо всех сил открещиваться от нахлынувшего счастья.
Наконец кто-то разумно решил не тушить огонь керосином и потихоньку закопать обрященую святую на местном кладбище.
Это решение и оказалось самым разумным. Река забвения глотала и не такое.
Вот эту историю я и напомнил Саше. Прибавив что-то про местных писак. Которые упускают такой сюжет. Это же Вий по-сызрански. Такой ужастик можно сделать! Хочешь с привидениями, хочешь с религиозным уклоном.
Слова про писак Александр явно приял на свой счёт. Да ещё видно грядущая ночь на святого Епла подействовала. Завелся, как пьяный картёжник. "Давай прямо сейчас напишем!" "На сухую?". Проблема была в том, что он в ту пору пил исключительно водку, а я исключительно вино. Однако золотая середина была быстро найдена. В виде сухой мадеры в соседнем магазине крепостью 20%. Не вашим, ни нашим.
Возможно в этом и таилась главная ошибка. Вдруг именно этих недостающих 20% и не хватило для рождения Сызранского Вия. А так над скромным редактором "Православной Сызрани" незримо витал грозный образ благочинного отца Григория, который и мешал полёту воображения.
Так или иначе, но рассказ с подзаголовком "Тайны сызранских подземелий" вскоре увидел свет. Это было первое произведение, в написании которого я принимал участие, появившееся в печати. Через несколько лет Молчанов с гордостью водрузил его на свой сайт
Tags: Почём опиум для народа, Сызранские тени
Subscribe

  • Сам по себе мальчик

    Два раза перечитал свой недавний пост о Ростехе. Хоть убей, так и не нашёл, где я там сказал, что Азаров их ставленник. Откуда некоторые это взяли…

  • Суметь увидеть

    Эта статья проиллюстрирована фото с подписью про то, что очарование в Сызрани есть, но оно довольно скромное. Предлагаю свой вариант подписи.…

  • Василию Григорьевичу Янину - 70 лет

    Аркадий Гайдар сказал: "Обыкновенная биография в необыкновенное время". Пожалуй к Янину не подходит. Хотя ему и пришлось жить и действовать…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments