krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Category:

Романтическая версия

Всё-таки я больше читатель, чем писатель. Сам об этом сколько раз говорил и вот сейчас услышал от человека, представившегося кинопродюссером. Очень душевно побеседовали.
Он читал мой ФБ, а так как идея снять наш отечественный "Великолепный век" владеет многими умами, решил поговорить об этом более конкретно.
Я и порекомендовал ему писательницу Иванову, автора трилогии о казанских царицах.
Ну что, скажите на милость, получится, если за дело возьмётся такой зануда, как я? Безнадёжно отравленный историческим материализмом, в наихудшей его версии - марксизме? Для которого даже политика лишь сконцентрированная экономика?
Что я смогу предложить зрителю? Ту же самую политику, которая ему и посейчас обрыдла, только пятивековой давности.
Для сериала нужен амор! И глазами - ух!
Вот тогда мой собеседник и произнёс ту самую фразу, с которой я начал. Посмеялся при этом, конечно. А ещё зачем-то очень ненавязчиво поинтересовался имею ли я представление об разнице в оплате труда писателя и сценариста.
Вот тут и сработал этот самый дурацкий марксов догмат о том, что бытие определяет сознание.
Нет, я не собираюсь менять идеологическую ориентацию. Мне так и суждено умереть занудой, пичкающим читателя хитросплетениями политических интриг, замешанных на шкурных интересах.
Но хоть один раз можно расслабиться? И придумать романтическую версию исторических событий?
Коль речь с самого начала зашла о Великолепном веке, к нему и обращусь.

Пелена Елены Волошанки

В 1505 году казанский хан Мухаммед-Амин внезапно разорвал дружеские отношения с великим князем Иваном III и начал войну. В результате чего Казанское ханство обрело независимость от русского государства, которую отстаивало с переменным успехом до самого 1552 года.
При этом самого Мухаммед-Амина традиционно представляют, как хитрого интригана, ловко обманывавшего своего московского благодетеля и втайне готовившего измену.
Пища для таких рассуждений есть.
Ведь именно Иван III приютил бежавшего из Казани младшего сына умершего хана Ибрагима, после чего посадил его с помощью вооруженной силы на престол, свергнув его брата.
Потом, когда казанцы изгнали Мухаммед-Амина, дал ему большой удел на Руси и почётную службу. А после того, как впал в опалу его младший брат Абдул-Латиф, снова вернул незадачливого царевича на казанский престол.
Разве не вероломство?
Тем более, что мать Мухаммед-Амина знаменитая Нур-Султан до конца дней была верной сторонницей московского князя, которой, кстати, и этот искушённый и подозрительный человек, по каким-то своим причинам, явно доверял.
Есть, конечно и романтическая версия этих событий.
То самое шерше ля фам.
Вроде как Мухаммед-Амина с пути истинного сбила "новая Иезавель" - дочь ногайского бия Ямгурчи и жена свергнутого Иваном III казанского хана Ильгама, умершего в московском заточении. Ильгам был братом Мухаммед-Амина от другой жены своего отца. А такого рода родственники обычно и бывают злейшими врагами. Ибо есть, что делить.
Во всяком случае об отношении той же Нур-Султан к матери Ильгама даже гадать не нужно Смотрите "Великолепный век". Там суть очень верно схвачена.
Так вот эта самая вдова Ильгама по имени Каракуш перебралась в гарем Мухаммед-Амина и, по официальной версии московских книжников (сейчас бы сказали политтехнологов) стала подбивать мужа на то, чтобы избавиться от русской опеки.
Сторонники исторического материализма против этой версии тоже ничего не имели, уточняя, правда, что после брака с Каракуш, Мухаммед-Амин стал зятем сразу двух сильнейших ногайских биев Мусы и Ямгурчи. То бишь заимел мощную военную опору в степи, которой и воспользовался, как только представился случай.
Ну а случаем стало то, что Иван III был стар и болен.

Лично мне в этой версии всегда не нравилось, то, что традиционно и упорно игнорировались слова самого Мухаммед-Амина. А ведь он достаточно недвусмысленно объяснял свои действия тем, что никогда не брал на себя никаких обязательств перед сыном Ивана III Василием. А именно к тому тогда переходила власть по воле умирающего великого князя.
При этом казанский хан вовсе даже не отрекался от своих клятв самому Ивану III. Он довольно резонно напомнил, что дисциплинированно принял волю последнего, когда тот объявил своим соправителем внука Дмитрия, принеся ему присягу. И отказываться от неё, при живом Дмитрии, считает для себя неприемлемым.
Ну и где здесь, скажите на милость вероломство? По мне так это свидетельствует как раз об обратном. Казанский хан показал себя человеком чести, оставшимся верным присяге.
Во всяком случае, улучшение отношений Казани с Москвой началось лишь после смерти Дмитрия.
Однако, оставим все эти версии учёным-историкам.
Я ведь обещал вам версию романтическую.
Конфликт начался в самом начале 1505 года с обмена посольствами. Сначала Мухаммед-Амин послал человека в Москву, который передал что-то такое, что вызвало крайне негативную реакцию у русских. Настолько, что они отправили в Казань своего посланца, который принёс такую весть, что хан немедленно решил начать войну.
Увы, что за речи звучали тогда в царских и ханских покоях мы не знаем. И вряд ли когда узнаем.
А давайте посмотрим, что же всё-таки случилось в самом начале 1505 года? Ведь буквально за год до этого казанский хан верой и правдой служил московскому государю, защищая его интересы в приволжских степях.
В январе 1505 года в заточении была умерщвлена сноха Ивана III и мать того самого княжича Дмитрия, которому присягал Мухамед-Амин, Елена Стефановна. Елена Волошанка русских хроник. Как утверждают некоторые любители романтических версий - Елена Прекрасная русских сказок.
Не это ли стало причиной неожиданно резкой реакции казанского хана?
Ведь тот же Дмитрий, уже давно впал в немилость к Ивану III. Был в заточении. Это не вызывало никакой реакции у Мухаммед-Амина. Чего он вдруг взъерепенился в начале 1505 года?
Вот вам и романтическая версия.
После свержения с казанского престола бывший и будущий хан несколько лет жил на Руси. Служил при дворе великого князя.
Может тогда и познакомился с княжей вдовушкой?
Хроники свидетельствуют, что Мухаммед-Амин был весьма охоч до женского полу. А Елена Стефановна была ещё совсем не стара - немного за тридцать. Не зря же последующая молва приписывает её образ Елены Прекрасной.
Два человека, волею судьбы, оказавшиеся на чужбине.
Тогда в Москве шла непримиримая борьба двух партий: жены великого князя Софьи Палеолог и его снохи Елены Волошанки. К какой из них принадлежал тогдашний служилый царевич Мухаммед-Амин сомневаться не приходится.
Так может и к драматическим событиям 1505 года действительно примешалось это самое шерше ля фам? И повлекло за собой, как снежный ком, лавину последующих событий?
Как посмотреть.
Tags: История
Subscribe

  • Суметь увидеть

    Эта статья проиллюстрирована фото с подписью про то, что очарование в Сызрани есть, но оно довольно скромное. Предлагаю свой вариант подписи.…

  • Легенда о Мирном городе

    Сообщение местного СМИ про то, как паломники увидели с Фёдоровского источника некое таинственное сияние, поначалу не привлекло моего внимания. Мало…

  • Теперь вся экскурсия

    Закончил свою виртуальную экскурсию по Сызрани и, на всякий случай, выкладываю весь гид. Уже выкладывал раньше, но оказалось, что каждый объект…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments