krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Categories:

Изгнавший Антихриста

     Нельзя сказать, что Павел Прусский персонаж совсем неизвестный или позабытый. Он, как это принято говорить, широко известен в узких кругах. Его имя украшает справочники и энциклопедии, много сведений о нём на соответствующих сайтах в Интернете. И всё же… Несмотря на всё это наш герой является одним из самых, если хотите, недооценённых персонажей российской истории.
     Что говорят о нём официальные справочники? Известный миссионер. Видный деятель церковного раскола, впоследствии перешедший в лоно официальной церкви и посвятивший остаток жизни борьбе с бывшими единомышленниками. Отмечается литературный и полемический талант, огромная эрудиция. Полное собрание сочинений этого даровитого автора, никогда не учившегося ни в одной школе насчитывает четыре тома.
Pavellednev
 

Всё это впечатляет. Но не настолько, чтобы восхищаться. Да и ренегатством попахивает. Ведь даже самый благожелательно настроенный человек не станет отрицать, что и место в энциклопедиях, и многотомные издания за правительственный счёт – это лишь плата за официальную миссионерскую деятельность. И за отступничество. Как писали бывшие соратники: «Был Павел, стал Савл». Но всё это лишь заключительные аккорды удивительной судьбы удивительного человека. Человека, которого можно без преувеличения назвать одним из оригинальнейших русских богословов отнюдь не бедного на таланты XIX века. Просто самые яркие страницы жизни Павла Прусского приходятся на период его раскольнической деятельности, и потому ни старые его друзья, ни новые старались о ней не распространятся.
А ведь отец Павел был тем самым человеком, который взялся изгнать из мира Антихриста. Этот нечеловеческий поединок и стал лейтмотивом всей его жизни и объяснением всех её причудливых изгибов.

    Но, прежде чем перейти к дальнейшему рассказу о Павле Прусском, мы должны сделать небольшой экскурс в историю раскола. Как нам обычно преподносили старообрядцев? Бородатые закоснелые фанатики, готовые сжигаться на кострах за право креститься двумя пальцами. Эта точка зрения широко представлена и в художественной литературе. Да и учебники недалеко ушли. Там ведь тоже всё просто и понятно. Патриарх Никон немного подправил обрядность, тёмный народ это недопонял. Весь раскол в результате свёлся к следованию старому и новому обряду. И за это гореть?
Кстати, примерно также рассуждал Павел I, наш романтический император. Он официально разрешил дониконовскую обрядность, позволил строить храмы, где можно молиться по старому и даже повелел назначить специальных епископов, которые будут ставить священников, призванных окормлять старообрядческую паству. Называлось это единоверием. Так что разница в обрядах ушла в прошлое вместе с XVIII веком. А раскол остался. Значит дело-то всё-таки не в обряде?
Увы, но как это часто бывает, корень зла находится не в церковной обрядности, а в государственной политике. А она на Руси испокон века, как бы это помягче сказать, не совсем адекватна. Мы любим восхищаться реформами Петра I. Рукоплещем его борьбе с косностью, смеёмся над бородачами-боярами, которым прогрессивный царь якобы самолично резал бороды и полы старинного платья.
    Современники были настроены не столь благодушно. Насильственное переодевание всего городского населения в иностранную одежду, запрет на ношение бород и многие другие непопулярные новшества, помимо всего прочего, сильно били по карману. А самое главное – не находили рационального объяснения. Люди могли объяснить зачем дерут деньги на армию, строительство крепостей и заводов, они были готовы смириться с флотом и многими другими чужеземными новшествами, но вот чем мешала борода и старый кафтан они решительно не хотели понимать. И это требовало рационального объяснения.
Вот тут очень кстати подоспели и религиозные проблемы. После смерти патриарха Адриана, царь почему-то не велел избирать нового. Так и управлялись местоблюстителем. Но, искра сомнения у подданных заронилась. Может патриарх чему мешал? А чему он, собственно мог мешать? Может вот этому непонятному онемечиванию? Что-то здесь не так… И поползли слухи… Всё чаще и чаще стал возникать вопрос – а кто нами правит? Уж впрямь ли помазанник Божий? Или… Волосы дыбом становились на головах у людей от подобных догадок. Однако, догадки – они и есть догадки. Чего люди не брешут.  Только больно уж всё это на правду походило. Самое главное -  всё разом объясняло.
Так бы глядишь всё и обошлось разговорами да немногочисленными группами фанатиков. Но правительство предоставило вскоре и доказательства.
    В 1721 году Пётр I объявил себя императором, а заодно и решил покончить с патриаршеством. Встроить его, так сказать, в вертикаль власти. По западному образцу. Управляться церковь должна была Синодом, а подчиняться императору. Как помазаннику Божьему. Вот только указ об этом составили неудачно. Из текста выходило, что император становится главой церкви. А ведь любой верующий сызмала знал – главой церкви является Христос! Потому и именуется она апостольской. Не трудно было догадаться, кто теперь становиться в её главе! Ужас охватил Россию!
   Власти вовремя спохватились. На местах провели активную разъяснительную работу, успокоили, как могли, списали на ошибку составителей. Но тут же последовал новый указ. Окончательно запутавшийся в вопросах престолонаследия Пётр повелел своим подданным присягать будущему наследнику, имени которого пока не называлось.
    Теперь уже у подданных отпали последние сомнения. Ими правит предтеча Антихриста! А их самих пытается заставить присягать ему в преддверии его скорого пришествия в мир. Обрушился главный столп, на котором держалась вселенная тогдашнего человека. Вера в святую апостольскую православную церковь. Ведь вся жизнь проходила под её благословением. Она крестила, освящала браки, провожала в мир иной.
    Отныне же она становилась орудием Антихриста – ведь её служители ему присягнули. Сам ты ещё мог спастись убежав, уклонившись, спрятавшись. Но как теперь жить, как спасать душу?
    Вот это был раскол! Отныне само государство становилось врагом, вместе с официальной церковью. Мало того, все друзья и соседи, принимавшие причастие от Антихриста тоже становились его слугами.
   Прагматичный император в этом большой беды не видел. Быстро обложил упирающихся и сомневающихся дополнительными поборами, а на слишком разговорчивых обрушил репрессии. Как это часто бывает в таких случаях, проблему просто загнали внутрь.
   В результате образовалось огромное и могущественное государство в государстве. Со своими вождями, экономикой, идеологией, международными связями. Мы очень мало знаем о нём и эта тема ещё ждёт своих исследователей.
   Вот в этом тайном царстве и родился Пётр Иванович Леднёв – таково было настоящее имя нашего героя.

    Произошло это в 1821 году в Сызрани, Симбирской губернии. В списках начала XVIII века мне Леднёвы не попадались, а вот уже в его конце один из них поселился в Покровской слободе, переехав туда из села Жемковки. Был он пахотным солдатом, следовательно являлся потомком тех самых сторожевых казаком, которые основали это село веком раньше и несли пограничную службу вдоль Сызранской черты.
    Юный Пётр с детства любил читать религиозную литературу, а после смерти матери вообще ушёл из дома, поселившись недалеко от города на берегу Крымзы, в маленькой келейке. Там он молился, читал и думал. Когда читать стало больше нечего, он отправился в Москву, на знаменитое Преображенское кладбище, бывшее центром старообрядцев федосеевского согласия. Пройдя там свои университеты, уехал в Пруссию, основал там скит, типографию. Молился, читал, думал.
    Теперь он уже был отцом Павлом. Прусским, по месту жительства. Был он самым настоящим философом, взыскующим истины, и упорно искал ответ на вопросы, которые его волновали.
    Первый был о браке. После того, как федосеевцы, к которым он принадлежал, считали, что браки закончились, вместе с истинной церковью. Не стало праведных епископов, не стало священников, следовательно не стало и браков. Все теперь живут в грехе. Вот против этого и выступил Павел Прусский. В своих проповедях и письменных трудах он доказывал, что браки заключаются на небесах. Священник в храме их только регистрирует, как сказали бы сейчас. В основу взаимоотношений между супругами он поставил любовь.
    Как удивительно современно звучат эти его слова сейчас, когда вокруг столько твердят о кризисе семьи, о распространении гражданских браков.
   Тогда это имело эффект разорвавшейся бомбы. Тысячи и тысячи людей под влиянием учения отца Павла переходили из федосеевского согласия в поморское, приветствующее браки.
    Это привело к разрыву с бывшими товарищами. Шумному и скандальному. Против отца Павла федосеевцы собрали специальный собор. После этого проповедник открыл собственную типографию и целых десять лет упорно распространял литературу в защиту безсвященнословного брака. Уже одного этого было достаточно, чтобы остаться в истории. Но, неугомонного мыслителя мучил ещё один вопрос.

    Пришёл ли Антихрист в мир? В тогдашних раскольничьих общинах считалось, что да. Пришёл невидимо и царствует. На этом собственно и основывалась вся идеология раскола. После долгих размышлений Павел Прусский пришёл к выводу, что прийти невидимо и царствовать Антихрист не может. Доказательству этого он посвятил свой главный труд, который так и назвал «Царский путь». А это уже подрывало саму основу раскола. Во всяком случае самого отца Павла эти выводы привели к решению, что православная церковь не уклонялась в служение Антихристу, следовательно, является истинной апостольской, возглавляемой самим Христом. В 1868 году бывший неистовый старообрядческий проповедник присоединился к единоверию.
   Остаток своих дней он посвятил миссионерской деятельности среди бывших соратников. В этом качестве и остался в истории, обласканный властью. Правда, от предоставленной ему возможности сделать блестящую церковную карьеру Павел Прусский отказался. Он так и остался до конца дней тем, кем был всегда – мыслителем, проповедником, страстным искателем истины, стремившимся донести её до других.

Tags: Сызранские тени
Subscribe

  • Понравилось

    Судя по всему гениальная идея создавать финансовые прослойки между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, работающие по системе…

  • Навеяло. Из истории

    Вспомнилось, пока читал новости. Про главного врага. "Однажды объявил Дракула по всей земле своей: пусть придут к нему все, кто стар, или…

  • Ждём-с. И надеемся

    Снова власть в Сызрани меняется. А я с грустью гляжу на тэг "Хлыстовщина" и думаю, переживёт ли он эту смену? Тема эта появилась с лёгкой…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments