krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

СОК - упущенный шанс российского автопрома?

   Наткнулся на обсуждение блоггерами статьи в Forbes о Качмазове - президенте группы компаний "СОК". Конечно, всё правда. Не являются эти ребята образцом добродетели. Но вот допустимо ли всё сводить к криминалу? Один заголовок "Аль Пачино с "АвтоВАЗа" чего стоит.
   

    Я не знаком с Качмазовым. Даже не видел его никогда. А вот с его компанией сталкиваться приходилось.
Они появились у нас в Сызрани ещё в середине 90-х. Ребята занимались торговлей автомобилями, а сфера это тогда держалась сплошь на криминале. Деньги ведь тогда платить было не принято. Каждый норовил задолжать или всучить вексель, который в руках простого смертного приравнивался к туалетной бумаег. Очень низкого качества. Вот и делали эти ребята на "Пластике" благое дело. Как тогда говорили - занимались взаимозачётами. Был тогда такой бизнес. "Пластику" был должен ВАЗ и платил машинами. Причём цены на них колебались. По многим причинам, часто вполне объективным. А сам "Пластик" был должен тем же энергетикам и ещё много кому. В общем расплачиваться с ним тоже можно было его же векселями, купленными у кредиторов с большим дисконтом.
  Бизнес, как бизнес. И криминала там было в меру. Банки никто не грабил. Просто нужно было охранять свой бизнес от других хищников. А какой способ обычно самый эффективный?
    Возможно именно тогда и выработался деловой стиль будущих предпринимателей. Прагматизм, доведённый до цинизма и эффективность, возведённая в абсолют.
    Будучи новичками в экономике, все эти ребята учились на ходу, у жизни, жадно впитыая всё новое. Они были полным порождением новой экономики первоначального накопления. Причём не "малиновыми пиджаками" из анекдотов, отстегнувшими пару вагонов от поезда застоя, а той самой порослью, которая пробилась с самого низа, вопреки всему.
     Приход на "Пластик" был классическим примером конфликта этой новой поросли с когортой "красных директоров". Забегая вперёд, можно сказать, что в конце концов соковцы проиграли. Но это будет через 15 лет. А тогда...
       Ведь "Пластик" никто не захватывал. СОК и его сызранский партнёр Симонов просто скупили, вполне легально и без всякого принуждения и криминала контрольный пакет акций и сместили генерального директора Брюхнова. Менталитет тогдашней управленческой элиты был таков, что они даже не поняли, как это произошло. Сам Брюхнов приобрёл всего лишь незначительное количество акций предприятия на семейные ваучеры и искренне недоумевал для чего вся эта комедия понадобилась. Как и многие "красные директора" он до последнего надеялся, что вся эта реформаторская бодяга закончиться и всё вернётся к привычному миру министерств, главков и парткомов.
    Но, вместо милых сердцу столичных чиновников к нему пришли волки новой экономики, возросшие в её беспощадных условиях.
    Вот тогда и начался бросок СОКа в большую экономику.

   Я уже говорил о прагматизме этих ребят. Они достойно прошли свой путь в автомобильном бизнесе, от простой торговли до производства конечного продукта, преодолевая ступень за ступенью и, видимо, руководствуясь при этом определённой стратегией. Не заморачиваясь лишней демагогией, они всегда хорошо представляли, что делают.
     Мне же не удасться избежать излишнего словоблудия и я не смогу удержаться от немного патетического сравнения. Это солдаты, которые хотели пройти весь путь до маршальского жезла. И остановили их буквально в одном шаге от него.

    Кто генералы в этом автомобильном мире? Автопроизводители. У них бренды, слава, финансовые империи. Кто офицеры? Производители комплектующих. Из них ведь всё и собирается. Вот СОК и начал методично и энергично собирать под своё крыло производителей автокомпонентов. Дело благое. Ведь именно в этой сфере находится всё то за что так ценют автомобильную промышленность. Рабочие места, передовые технологии, научные разработки.
Это и есть тот фундамент про который Генри Форд говорил: "Что хорошо для "Дженерал Моторс" - хорошо для Соединённых Штатов".
    Здесь СОК, нужно отдать ему должное, сделал очень много. Активно лоббировал интересы автопрома на государственном уромне для чего создал ассоциацию производителей автокомпонентов. Всеми силами привлекал современные технологии.  Какими бы побудительными мотивами не руководствовались тогда Качмазов и компания - их действия и планы объективно были направлены на сохранение и развитие отечественного автопрома.
    И, едва придя в большой бизнес, СОК стал пробовать силы уже в производстве автомобилей. Им был запущен в Сызрани один из первых в России заводов по отвёрточной сборке "РосЛада". Собирали вазовские "шестёрки".
     Хочу обратить внимание, что уже здесь они стали всеми силами ориентироваться на западные модели организации производства. С самого начала именно так - как начало новой эры в экономике это и преподносилось.
     Правда, главу о правах работников новые менеджеры, как истинные прагматики, легкомысленно выбросили. Адаптацию западного опыта на российскую землюони видели в организации производства и высокой зарплате. Вот здесь и сказалось отсутствие опыта. Не буду вдаваться в подробный анализ, подведу лишь итог. В конечном итоге всё сильно отразилось на качестве продукции и сызранские "шестёрки" скоро стали притчей во языцех.

   Планы создания автомобильной империи по мере осуществления сталкивались со всё большими трудностями. Они были вполне преодолимы и, наверное, были бы в конце концов преодолены, но у СОКа стали появляться могущественные противники. Прежде всего, его стратегия не устраивала зарубежных автопроизводителей. Они меньше всего хотели передавать современные технологии и желали застолбить себе рынок лишь для сбыта готовой продукции.
    То есть, производство комплектующих, рабочие места, научные разработки и передовые технологии им, а нам - отвёрточную сборку. Эта стратегия стала стремительно осуществляться. причём действовали, не мудрствуя лукаво. Получали разрешение на сборку из привозных деталей под обязательство постепенно перейти на продукцию российских поставщиков. Потом к потенциальным российским партнёрам предъявлялись претензии по качеству или начинали многолетний процесс согласований и спокойно продолжали своё дело.
   Мне довелось много послушать подобных историй, когда в 2004 году я попал на конференцию автопроизводителей.

    В общем СОК, попросту говоря, выпал из стратегической линии развития автопрома. Государство взяло курс на зарубежного производителя.
    Но, сгубило его не это. СОК всё дальше и дальше увязал в политике. Вряд ли этими ребятами двигала жажда власти.
Просто они, как истинные прагматики, увидели для себя прекрасную сферу бизнеса. Мир распилов и откатов был куда прибыльнее, чем все эти наукоёмкие автокомпонеты, с их конкурентами мирового уровня, системами качества, плохо управляемым персоналом.
    Видимо, вдохновлял и западный опыт. Но, как и с "РосЛадой" "как у них" не получилось. По иронии судьбы стартовали тоже в Сызрани. Подкупили правоохранителей, загнали под ноготь СМИ, подвезли политтехнологов. Выкинули неугодного мэра, посадили марионетку. Обошлось всё в сущие копейки. А получили контроль над 2-миллиардным бюджетом и милиардным фондом ЖКХ. Лёгкость победы вскружила голову. Устремились во власть в Самаре и Ульяновске. Чем уже напугали уважаемых людей.
    Собственно, что было дальше я сам знаю только из газет.
Финал закономерен. Вышили с ВАЗа, вышибли с Самары, теперь ИЖАвто забрали. Качмазов пополнил когорту предпринимателей, неверно понявших политику партии.
    А жаль. Не полезь эти ребята в политику, глядишь и сделали бы чего путное в нашем автопроме?

   Правда обнадёживающие слухи доходят. В Сызрани снова замелькали менеджеры СОКа. Поговаривают, что снова хотят реанимировать производство автомобилей на бывшей "РосЛаде", а заодно и прибрать к рукам "Пластик", который уже окончаетльно довели до ручки глушицкие колхозники.
   Хочется на это надеятся. Опыта СОКовцам не занимать. Да и за битого двух небитых дают
 

Tags: Псевдобизнес
Subscribe

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments