krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Category:

Джанибек Милостивый

Сегодня день смерти хана Золотой Орды Джанибека. Это единственный из её правителей, дата смерти которого известна точно.  Она приводится в сочинении автора XVI века Кази Ахмеда Гаффари. Последний великий хан Золотой Орды покинул бренный мир 3 шаабана 758 года Хиджры, что соответствует 22 июля 1357 года от Рождества Христова. Я же вспоминаю Джанибека прежде всего потому, что имя его неразрывно связано с историей нашего края, таинственного Гюлистана и не менее загадочной царицы Тайдулы.
  

Что связывает Тайдулу с нашим краем, думаю, напоминать не стоит. По легенде, именно для излечения её плыл в своё время по Волге митрополит Алексей, предрёкший по дороге основание города Самары и его грядущее процветание. Реальность данного события уже давно и решительно опровергнуто историками, хотя, как это часто бывает, легенда является отражением реальных событий имевших место в Золотой Орде.
      Вернёмся всё-таки к Джанибеку. Джанибеку Милостивому, как называли его русские летописи. Такие прозвища просто так не давались. Особенно церковными летописцами, которые и составляли средневековые летописи. За всеми этими историями и легендами скрывается реальная политика поддержки ханом православной церкви, щедрые пожалования и значительные льготы.
      А ведь в историю Золотой Орды Джанибек вошёл прежде всего, как усердный распространитель ислама. Он развернул широкое строительство мечетей, привлёк в страну множество мусульманских учёных и богословов. Но…
     Не зря ведь он вошёл в историю под своим языческим именем Джанибек, а не под мусульманским Махмуд. Ислам ведь стал государственной религией в Орде за какие-то четверть века до воцарения хана. И тогдашняя элита ещё вовсю рассматривала альтернативные варианты.
   Отсюда и активная прохристианская политика. Зачастую за спиной хана. И источником этой политики естественно был гарем. Допускаемое исламом многожёнство, порождало огромное количество законных наследников, что в свою очередь являлось потенциальным источником нестабильности. Ведь за каждым царевичем стояла многочисленная и влиятельная родня. Роды, кланы, вооружённые отряды, деньги. Группировалось всё это вокруг одной из жён и её сыновей и родичей. В пользу того, что эта проблема стояла очень остро и её уже тогда пытались решить радикально, говорит тот факт, что сменивший Джанибека Бердибек, сразу безжалостно уничтожил всех своих братьев. Однако, даже эта мера не уберегла Орду от династической смуты и, в конечном итоге, от гибели.
    Христианство с его единственной законной женой виделось многим желанной альтернативой. Не удивительно, что в роли покровительницы христиан выступала могущенственнейшая женщина Золотой Орды Тайдула. Личность столь же знаменитая, сколь таинственная. О ней неизвестно практически ничего.
    Любимая жена Узбека, достигшая небывалого влияния при Джанибеке, эта женщина вела переписку с иностранными государствами, подписывала финансовые документы, в которых фигурировали сотни килограммов серебра, жаловала земли. Уже после смерти Джанибека плела интриги, устраивала заговоры, сажала и сменяла ханов, пока и не была убита сама пришельцами из Синей Орды.
    Кому, как не этой незаурядной личности мог принадлежать план религиозного переворота в Золотой Орде, позволявший разрубить гордиев узел престолонаследия и опереться на помощь Запада и русских князей?
     Но, оставим вопросы средневековой политики историкам. Пусть сами разбираются.
Обратимся к области народных преданий. Одно из них записал Мельников-Печерский.
  
      Прежде всего, о личности самого автора. Чиновник по особым поручения при Нижегородском генерал-губернаторе, а потом министерстве внутренних дел, это человек многие годы занимался тем, до чего у власти обычно руки не доходили – идеологией простых людей. Раньше сферу эту поручили церкви и вмешивались в неё только когда нужно было применять силу. Получилось плохо. Миллионы добропорядочных подданных превратились в потенциальных преступников, только потому, что придерживались старых обрядов, входили в какие-то секты или соблюдали языческие ритуалы.
     Особенно остро эта проблема стояла в Поволжье. Здесь бал правили старообрядческие начётчики, скитские старцы, сельские колдуны и знахари, под личиной которых обычно скрывались самые настоящие языческие жрецы. Первым, кто попытался изучить эту проблему и был Мельников-Печерский. Тогда ещё молодой чиновник Павел Мельников.
Вскоре из под его пера вышли многочисленные исследования, посвящённые старообрядцам, сектантам, истории и религии мордвы.
    А добывал он все эти сведения, что называется, ножками. Ездил, расспрашивал, записывал. Он успел захватить ещё много такого, что вскоре сгинуло и забылось безвозвратно.

    А теперь поволжская легенда, записанная Мельниковым-Печерским в середине XIX века.
    В ней рассказывается о хане, у которого была любимая жена, тайно исповедовавшая христианство. Жила она в удалённом загородном дворце. Потом была оклеветана придворными и убита. Сказка ложь, да в ней намёк…
    Не донесла ли эта легенда отголосок давних золотоордынских интриг и заговоров? Ведь потомки их участников так и остались жить в наших краях. Все эти татарские, мордовские, чувашские князья и мурзы. Собственно, мурзы – это тоже князья, только по персидски.
    И кандидат в загородные дворцы имеется – таинственный Гюлистан. А о том, что Гюлистан тесно связан с именем ханши Тайдулы свидетельствуют не только легенды и летописцы, а и немногочисленные дошедшие до нас золотоордынские документы.
    И если в подлинности проезжей грамоты, выданной Тайдулой в 1354 году в Гюлистане митрополиту Алексию, кто-то и сомневается, то хранящееся в венецианском архиве письмо Тайдулы к дожу Джованни Дольфино, написанное в 1359 году, уже после смерти Джанибека в том же Гюлистане никаких сомнений не вызывает.
     Судя по всему, именно Гюлистан был резиденцией Тайдуллы. Скорее всего, именно оттуда она плела свои интриги и погибла там же в 1360-ом году.
      
         Так что же это за таинственный Гюлистан – город цветов?
       Впервые это название появляется на золотоордынских монетах в 752 году хиджры. Это приблизительно 1352 год. Именно в этом году на Руси объявилась чума. Интересно, что восточная гостья пришла к нам с Запада. В 1346 году она была принесена караванами из Средней Азии в Золотую Орду, оттуда попала в Крым, потом в Константинополь и Италию, после чего, двинувшись на север и обезлюдив всю Европу, через Германию добралась до Новгорода. Вам не кажется странным, что чума не попала на Русь сразу из Золотой Орды?
     А ведь это говорит о том, что азиатские караваны шли напрямую к черноморским портам, не отклоняясь на север. И чума, скорее всего, ударила в 1346 году в основном по крымским и прикавказским улусам, не затронув Среднее Поволжье, а тем более Русь. А вот в 1352 году, когда она пришла уже с севера настал и черёд наших мест. Видимо, тогда же чума попала и в столицу Орды. Что происходило в таких случаях хорошо описано в «Декамероне», написанном, кстати, во время этой же самой чумы. Кто побогаче – спасался на загородных виллах. Вот тогда и возник Гюлистан.
      Этот могущественный и неуловимый призрак Золотой Орды ненамного пережил своего создателя Джанибека Милостивого. С надписей на монетах и страниц истории он исчезает в 768 году Хиджры (1368), просуществовав всего 16 лет.
     Мог ли за такое время возникнуть большой город, как утверждают многие исследователи или это была всего лишь ханская резиденция, ещё предстоит установить исследователям.
   
      Хотя некоторые уже бегут впереди паровоза. Промелькнула информация, что окончательно установлено тождество Гюлистана и Царёвского городища под Волгоградом. Якобы, даже находки с данного археологического памятника в Эрмитаже маркируются этикетками «Гюлистан». Что ж! Это не первый и не последний миф, связанный с этим загадочным местом.


Tags: Гюлистан, Золотая Орда, История
Subscribe

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments