krumza (krumza) wrote,
krumza
krumza

Category:

Андрей Боголюбский и загадки Волжской Булгарии

    17 июля Русская православная церковь воспоминала святого князя Андрея Боголюбского. А 14 августа будет очередной праздник, связанный с ним – Первый Спас. Обе эти даты так или иначе связаны с историей нашего края. Ибо имеют самое прямое отношение к Волжской Булгарии.
    

Таинственное царство это завладело моим воображением ещё в детстве. С тех самых пор, как я впервые увидел статью о нём в Большой Советской энциклопедии. И карту. Даже от самого названия, помню, веяло чем-то необычным – Болгария Волжско-Камская. В, набранном густым шрифтом, строках рассказывалось о богатых городах, развитом образовании и цветущей торговле, обширных международных связях. Особенно поразило моё детское воображение то, что всё это было вот здесь, где и я живу. И исчезло.
    Это уже совсем не то, что читать о том, что происходило за тридевять земель, в каком-нибудь Хорезме, скифских степях или Московской Руси. С тех пор я стал упорно искать и читать всё, что удавалось найти об этой загадочной стране. А найти удавалось немного.
     Волжская Булгария жила тогда в научных монографиях, университетских сборниках, материалах конференций. Для популярной литературы и учебников она, видимо, не годилась.
     Шли годы. С тех пор я перечитал много всего. Хорошего и плохого. Даже научился немного отличать первое от второго. В последнее время необходимость в этом тоже возникла.
      Пишут теперь о Волжской Булгарии много и охотно. Знаний, правда от этого больше не становится. Ведь откуда наши знания о ней? Рассказ путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего здесь в 922 году, да венгра Юлиана, забредавшего в 1230-х. Один на самой заре истории, другой в момент гибели. Что было между этими датами, мы не знаем. Есть ещё один путешественник, якобы побывавший здесь, аль-Гарнати. Но, даже беглого знакомства с его трудом убеждает, что он явно поёт с чужого голоса и в Поволжье никогда не бывал.
   Всё остальное, упоминания арабских географов и русских летописцев. Правда первые всё время путали волжскую Болгарию с дунайской, а последние, наоборот, не делали между ними различия. Вот и догадывайся каких болгар «изби» какой-нибудь князь.
     В последнее время правда дождём посыпались на нас новооткрытые летописи, научные и художественные сочинения, якобы найденные в заветных сундуках. Причем, процесс идёт с таким размахом, что скоро нужно ожидать обнаружения подшивок ежедневных булгарских газет за 1000 – 1236 годы и архивов билярского телевидения того же времени. Но, пока их ищут (или пишут) будем всё-таки обходится старым скудным багажом. И уповать на археологию.

    Вернёмся к Андрею Боголюбскому. Ведь именно благодаря ему Волжская Булгария сохранилась в церковных святцах. Именно в правление этого князя состоялось две войны с булгарами. В честь первой, в 1164 году и был учреждён праздник Первого Спаса. Правда, как и всё, что служило целям идеологии, событие это вызывает большие сомнения в смысле достоверности. А религия в те времена и была господствующей идеологией. Вот и ищут историки уже не одно столетие таинственный город Бряхимов, якобы сожжённый тогда князем. Да так добросовестно, что больше нигде и никогда он не вспоминался. Как не вспоминался этот «славный город» и в предыдущие времена.
    При ближайшем рассмотрении и сам поход вызывает больше вопросов, чем ответов.
Ведь это был пеший летний поход. Однако единственным летним путём в Булгарию тогда была Волга. Все другие, документально зафиксированные походы производились на судах. Не было дорог в непроходимых лесах. Соваться туда летом с войском было верной гибелью.
   Вот второй поход в 1172 году проходил зимой, по замёрзшим руслам рек. Чудесами не сопровождался, почему, видимо, и закончился неудачей.
    Мне почему-то кажется, что упорная борьба Андрея Боголюбского с булгарами – выдумка более позднего времени, обусловленная антиисламской идеологией. И город Бряхимов (Ибрагимов) из той же оперы.

    Вернёмся теперь в ту летнюю ночь, события которой и легли в основу отмечаемого 17 июля дня памяти. Группа заговорщиков-бояр, подстрекаемые молодой женой князя, убивают его. По некоторым данным жена эта была ясинкой. То есть из народа ясов. И уж совершенно точно, ясом был один из участников заговора ключник Анбал. Кстати, имя Анбал, часто встречается на надгробных памятниках Булгара.
    Нам говорят, что ясы – кавказские осетины. Очень сомнительно. А ведь жили возле самых русских границ и возле Булгарии таинственные буртасы. Бурт-асы? А в XIII веке княжил здесь знаменитый князь Пургас. Пург-ас?
Ясинкой была и жена князя Всеволода Большое Гнездо Мария Шварновна, младшего брата и преемника Боголюбского. 
Собственно, мысль о том, что ясы жили не на Кавказе, а у границ Руси разделяется многими серьёзными учёными.

    Меня же сообщения русских летописцев о походах русских князей на Булгарию привлекли, привлекли, прежде всего, упоминанием о болгарских князьях. Во время похода Всеволода Большое Гнездо в 1184 году на Великий Булгар (Биляр) его союзником был булгарский князь и половцы. Была ли Волжская Булгария того времени единым государством? Или это просто название страны, в которой было полно независимых князей, городов и территорий? Многое говорит именно в пользу последнего.
     Особенно, это касается Правобережья. Что могло связывать его с лесным Заволжьем экономически? Рядом могущественные и богатые русские княжества, столь же могущественная и богатая степь – Дикое Поле. В руках важнейшие торговые пути, в том числе Волжский. Огромное количество ценнейшего экспортного товара – мехов, рабов и выделанных кож.
      Увы, дополнительные письменные источники, способные пролить свет на эти вопросы, мы уже вряд ли обнаружим. Вся надежда на археологию. Ведь ни один из крупных булгарских городов Правобережья: Муромский городок, Староалейкинское, Богдашкинское и многие другие городища практически не исследованы.


Tags: Волжская Булгария, История
Subscribe

  • Витушка фсё?

    Несколько дней не мог купить в ларьке "Витушку ванильную" и вот сейчас спросил у продавца - когда будет. Сказала, что никогда. Сняли с…

  • Пришествие чёрного быка

    Вдогонку к предыдущему посту. Как говорится, по многочисленным просьбам. Как попал чёрный бык в золотое поле, а они вместе в герб Сызрани. Когда Пётр…

  • Геральдистическая комедия

    Прочитал, что сегодня сызранские краеведы устраивают тусовку на геральдическую тему. Будут зажигать насчёт истории герба. Где-то недалече от памятной…

promo krumza october 20, 2015 08:23 Leave a comment
Buy for 100 tokens
1333 год. В столице Золотой Орды творятся таинственные дела. На постоялом дворе из запертой изнутри комнаты исчез постоялец. Разобраться со всем этим поручено помощнику Сарайского эмира. Откуда прибыл в Сарай чужеземец, назвавшийся пришельцем из закатных стран? Кто причастен к его таинственному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments